Марина Раскова – биография и жизнь лётчицы

Персоны

Дата рождения: 28 марта 1912 года.
Дата смерти: 4 января 1943 года.
Место рождения: г.Москва

Марина Раскова – первая летчица в Советском Союзе. Руководила авиаполком, воевавшим против нацистской Германии во времена Великой Отечественной войны. Благодаря знакомству и Иосифом Сталиным Раскова получила разрешение на формирование авиаполков с женщинами-летчицами. За проявленную смелость летчица получила звание Героя Советского Союза. Имя Расковой вписано в историю.

Детство, юность

Марина Малинина родилась 28 марта 1912 года в Москве. Уже после замужества она получила фамилию Раскова. Отец занимался творчеством, выступал в опере и обучал своих учеников вокалу. Его звали Михаил Сергеевич. Среди подопечных была его единственная дочь, с детства обладавшая хорошими вокальными способностями. Неизвестно, как бы сложился жизненный путь Марины, если бы Михаил Малинин смог реализовать свои планы. Однако мужчина скончался осенью 1919 года. Причиной смерти стало дорожное происшествие.

Воспитанием детей занялась мать – Анна Спиридоновна, которая работала преподавателем. Небольшой заработной платы едва хватало на обеспечение дочери Марины и старшего сына Романа. Детям пришлось самостоятельно искать работу. В 17-летнем возрасте Марина устроилась на Бутырский химзавод. На этом предприятии она познакомилась с инженером Сергеем Расковым, за которого впоследствии вышла замуж. Марина стремилась улучшить бедственное положение своей семьи путем замужества.

Личная жизнь

Сергей Иванович женился на Марине Малининой весной 1929 года. Вскоре в браке появилась дочь Татьяна. Несмотря на рождение ребенка, супруги осенью 1935 года разошлись. Отношения оборвались довольно быстро. Воспитание дочери стало обязанностью отца. Тем временем Марина посвятила почти все свободное время авиации. Несмотря на развод, мать продолжила навещать свою дочь. Это подтверждает снимок, датированный 1938 годом. После замужества дочь Расковой получила фамилию Голенко.

Военная служба

Марина Раскова - биография и жизнь лётчицы
В 1932 году после завершения декретного отпуска Марина стала работать лаборанткой в аэронавигационной лаборатории имени Н. Е. Жуковского. Именно там началось ее увлечение авиацией. Раскова стремилась освоить пилотирование летательных аппаратов. Во имя поставленной цели Марина начала обучаться заочно в Ленинградском институте. В 1934 году Раскова стала штурманом. А еще через год – летчицей.

В 30-е годы Советский Союз быстро развивал авиацию. Тогда население страны следило за достижениями известных летчиков, в том числе, Валерия Чкалова и Михаила Громова. Многие женщины старались уподобиться кумирам тех времен. Именно так появились известные летчицы Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова. В 1938 году они на бомбардировщике установили рекорд по дальности полета. На преодоление 6450 километров ушло 26 часов.

За проявленный героизм все члены экипажа получили звания Героев Советского Союза. Сначала награду присвоили Гризодубовой, которая была командиром воздушного судна. Раскова – вторая женщина в советской истории, получившая «Золотую Звезду». Во времена пика своей популярности она выпустила автобиографическую книгу под названием «Записки штурмана». Издание увидело свет в 1939 году.

В 1938 году Марина начала служить в Красной армии. К началу войны она стала старшим лейтенантом.

После нападения нацистской Германии на Советский Союз все встали на защиту страны. Раскова воспользовалась личным знакомством с Иосифом Сталиным для создания женских авиационных полков, состоявших из Пе-2, Як-1 и По-2. Боевая часть называлась «Ночные ведьмы». Именно это название стало прозвищем летчицы.

Спустя некоторое время после начала войны Марина начала активно заниматься организационными вопросами. В частности, она стремилась решать вопросы с вооружением самолетов Пе-2. После образования авиационного полка он складывался из 34 списанных бомбардировщиков Су-2. Благодаря диалогу с комиссаром Алексеем Шахуриным удалось получить вместо Су-2 20 новых Пе-2.

Поскольку освоиться с управлением новыми самолетами было проблематично, потребовалось определенное время для получения нужных навыков. Уже к новому 1943 году полк был готов вылетать по направлению к Сталинграду. В зимнем перелете не участвовали Ломанова и Губина, поскольку их самолеты требовали ремонта. Марина проводила эскадрилью до Сталинграда. 4 января 1943 года вылетела обратно в Москву.

Гибель

Вследствие неблагоприятных погодных условий самолеты Пе-2 поднялись в воздух только к полудню, несмотря, что вылет планировался утром. По пути экипаж летательных аппаратов столкнулся с плохой видимостью. Марина Раскова приказала пробиваться сквозь облачность. Ломанова и Губина посадили самолет для дозаправки. Командир Пе-2 перестал выходить на связь.

Только несколько дней спустя удалось найти упавший бомбардировщик Марины Расковой. Самолет располагался поблизости села Михайловка в Саратовской области. Вместе с Расковой погиб штурман самолета Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглев и радист Николай Ерофеев. Сейчас на месте падения бомбардировщика находится мемориал.

Марина Раскова была настоящим символом женской авиации в Советском Союзе, поэтому расследовать гибель летчицы начала Главная военная прокуратура. Согласно заключению экспертной комиссии, Расковой не хватило опыта для пилотирования самолета во время неблагоприятной погоды. Марина обладала всего 60 часами налета. Из них 30 часов приходились на летную школу, еще 30 часов – на полеты в полку.

Инструкция военно-воздушных сил гласит, что при плохой видимости самолет должен развернуться для возвращения на базу при достаточном количестве топлива. В ином случае необходимо переждать неблагоприятные погодные условия. Раскова совершила ошибку, направив самолет вниз для преодоления облачности. Экипажам других 2 самолетов повезло по причине большего опыта.

Невзирая на допущенную ошибку, ставшую причиной гибели экипажа, Раскову с почестями похоронили возле Кремлевской стены.

Какие награды присвоены Расковой

Летчица получила несколько наград, в том числе, медаль «Золотая звезда». Раскова – обладательница 2 орденов Ленина, ордена ВОВ первой степени и нагрудного знака, полученного после службы в НКВД.

Любопытные факты

  • Сразу после установления рекорда экипаж самолета принял решение отправиться в Комсомольск-на-Амуре. На половине пути неожиданно закончилось топливо. Тогда Марина Раскова получила приказ – десантироваться. Летчица провела в тайге около 10 дней. При себе имела только небольшой запас шоколада.
  • В память о героине названы многие улицы Советского Союза. Имя Расковой присваивалось учебным заведениям и другим организациям. Однако сегодня в некоторых странах избавляются от наследия советского прошлого. Например, в Украине улицам Расковой присвоены нейтральные названия.
  • Самый большой мемориал летчице находится в городе Саратов. Возле школы под номером 93, где училась Раскова, расположена стела. На поверхности памятного сооружения находится портрет летчицы из бронзы. В верхней части – фигуры птиц. Рядом построена белая мраморная стена. На ней – две памятные доски и звезда.

Фото: сервис Яндекс.Картинки

Оцените статью
Социальные новости
Добавить комментарий