Не будет ошибочным утверждение, что танковые войска играли во Второй Мировой войне если не решающую, то во всяком случае очень большую роль. Во многом именно стремительные танковые удары позволили Германии одержать победу во французской и польской кампаниях.

Не будет ошибочным утверждение, что танковые войска играли во Второй Мировой войне если не решающую, то во всяком случае очень большую роль. Во многом именно стремительные танковые удары позволили Германии одержать победу во французской и польской кампаниях.

Не удивительно, что руководство Советского Союза внимательно анализировало опыт ведения боев. После изучения кампании Вермахта во Франции, которая показала полную несостоятельность концепции пехотного танка, высшее руководство страны решило сделать ставку на крупные танковые соединения и вскоре приступило к формированию тридцати механизированных корпусов.

Легкий танк Т-50

В связи с этим было принято решение о создании нового танка, который должен был заменить уже устаревшие к том времени легкие танки Т-26. Новая машина должна была обладать такой же проходимостью, как и предыдущие танки БТ, однако ее броня должна была быть непробиваемой для 37-мм противотанковой пушки на всех дистанциях.

С целью снижения стоимости танки и повышения проходимости, масса машины не должна была превышать 14 тонн. При проектировании нового танка, получившего индекс Т-50, был учтен опыт постройки Т-34, позаимствованы некоторые конструктивные особенности проходившего в то время испытания немецкого танки Pz. Kpfw III.

Как и у Т-34, броневые листы были расположены под большими углами наклона, что значительно повышало сопротивляемость брони, несмотря на сложность технологии. Экипаж танка состоял из четырех человек. В отделении управления размещался механик-водитель. Сварная башня обтекаемой формы могла вместить трех человек: наводчика, заряжающего и командира танка, который размещался в командирской башенке.

Новый танк был принят на вооружение в феврале 1941 года, а его производство началось в июле на заводе им. Ворошилова в Ленинграде. Завод успел выпустить только 50 машин, после чего был эвакуирован в Оренбург. После наладки оборудования на новом месте было выпущено 25 танков, затем производство было окончательно остановлено.

К причинам остановки производства довольно успешного на тот момент танка относят как нехватку двигателей, так и колоссальные трудности, неизбежно возникающие в связи с разворачиванием производства на новом месте. Кроме того, одной из причин прекращения выпуска Т-50 называют его высокую стоимость. Однако точно такие же проблемы возникали и в ходе производства уже упомянутых КВ-1 и Т-34, которые, тем не менее, продолжали активно выпускать.

Если же говорить о высокой стоимости производства боевых машин, то можно утверждать, что она постепенно снижалась в ходе совершенствования процесса производства. В ходе летней кампании 1941 года РККА потеряла большую часть не только бронетанковых сил, но и средств их производства.

Так как эвакуированные предприятия только начинали свою работу, армия остро нуждалась в дешевом, технологически простом танке, могущем использовать автомобильные агрегаты. Такой танк (Т-60) и был создан в достаточно короткий срок. Кроме того, поставки английских танков «Валлентайн», довольно близких по ТТХ, позволили частично покрыть потребности армии. Когда же были созданы условия для производства Т-50, этот легкий танк оказался уже устаревшим, к тому времени более востребованными являлись средние танки.

Легкий танк Т-60

Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941 года, а уже в сентябре был запущен в серийное производство. Первые танки Т-60 приняли участие в битве под Москвой. В дальнейшем они воевали и на Юго-Западном фронте (Харьковская операция 1942 года), были задействованы в Сталинградской битве. Однако недостаточно бронированный и слабо вооруженный (20-мм авиационная пушка) Т-60 был достаточно легкой мишенью для танков противника, и к началу контрнаступления под Сталинградом в войсках оставалось небольшое количество машин. Во многом Т-60 был разработан как замена более дорогому Т-50. Позже этот танк использовался как средство связи, охранения войск на марше и разведки.

Легкий танк Т-70

Слабость Т-60 была видна с самого начал разработки, поэтому уже осенью 1941 года в конструкторском бюро Горьковского автозавода был разработан более мощный танк Т-70. Вместо 20-мм пушки, установленной на Т-60, Т-70 приобрел орудие калибром 45 мм. Было увеличено лобовое борирование (45 мм. против 35 мм. Т-70), увеличена длина танка.

Соответственно выросла и масса машины, которая теперь составляла 9,2 тонны (Т-60 имел массу в 6,4 тонны). Как и в танке Т-60, экипаж составлял 2 человека.  Т-70 был принят на вооружение в январе 1942 года, а первое боевое применение танков состоялось на Юго-Западном фронте в ходе Второй битвы ха Харьков, закончившейся поражением наших войск.

Наибольшее количество этих машин было задействовано в битве на Курской дуге. Так, части Центрального фронта накануне сражения насчитывали 1653 танка, 369 из них являлись Т-60. Курская битва показала нецелесообразность применения легких танков в открытом бою.

К весне 1944-го Т-70 практически исчезли из танковых частей. В дальнейшем они использовались в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских дивизионах. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. На базе танка была изготовлена самая массовая самоходная установка СУ-76. Всего же с марта 1942-го по осень 1943 было изготовлено 8226 машин. Таким образом, Т-70 стал вторым танком по количеству выпущенных машин после знаменитого Т-34.

Легкий танк Т-80

Перейдем к следующей ступени развития легкого танка. Осенью 1942 года в конструкторском бюро ГАЗа был спроектирован трехместный вариант Т-70. В декабре 1942 года танк был принят на вооружение Красно армии.

Всего было выпущено только 77 экземпляров этого танка, получившего индекс Т-80. Вооружение танка осталось прежним, был лишь увеличен угол возвышения пушки и пулемета до 65, что позволило использовать машину в уличных боях. Опыт эксплуатации первых танков показал, что машины нуждаются в доработке, однако от его усовершенствования отказались в пользу более необходимых СУ-7.

Танк имел достаточно слабое вооружение на момент 1943 года (все та же 45-мм пушка и пулемет Дегтярева), отличался ненадежностью работы двигателя, имел небольшой запас хода в 165 километров (455 у Т-60). Таким образом, танк Т-80 стал последним легким танком отечественной разработки военного времени.

Боевой опыт применения легких танков во Второй мировой войне показал, что далеко не всегда применение машин такого типа отвечает поставленным задачам. Слабо защищенные, не обладавшие приемлемым вооружением, позволявшем поражать более тяжелый машины, легкие танки, несмотря на преимущество в скорости, не смогли стать полноценными участниками танковых дуэлей. Однако они нашли широкое применение как разведывательные средства, на базе легких танков разрабатывались самоходные орудия.