Иван Евграфович Федоров за свою нелегкую жизнь был участником трех войн: Великой отечественной, корейской и испанской. Ему довелось испытать в небе более 200 видов различных самолетов.

Только в Великой отечественной войне на его личном счету 49 сбитых самолетов противника, еще около 50 он сбил находясь в группе. Этот летчик был настоящим воздушным асом, за все 3 войны ни одному из пилотов противника, какими бы асами они не были, не удалось его ни разу сбить.

На Ивана Евграфовича три раза отправляли представление, для получения звания героя Советского Союза, но досталось оно ему уже после победы над фашистской чумой, в 1948 году.

Федоров не настоящая фамилия героя, на самом деле он Денисов. А сменить фамилию ему пришлось еще в детстве, он уже тогда начал проявлять свой гордый и свободолюбивый характер.

Отец Ивана Евграфовича был буденовцем и участником Гражданской войны. Когда он вернулся на родину в Луганск, ему пришлось переписать сына на фамилию деда. А произошло это из-за того что восьмилетний Ваня, будучи батраком, сжег усадьбу своего хозяина, в отместку за побои.

Позже будущий летчик-ас выучился на слесаря и на машиниста паровоза, в это же время серьезно увлекся авиацией в планерном кружке. Первый свой полет ему довелось совершить в 15 лет.

В следствие своего увлечения он попал в Луганскую школу военных пилотов, где познакомился с самыми разными моделями самолетов. А теперь давайте подумаем, как нужно любить авиацию и знать свое дело, чтобы в 19 лет стать командиром эскадрильи? А Иван Евграфович стал.

Молодой командир много тренировался и оттачивал свое мастерство, передавал его своим подчиненным. Но для того чтобы стать настоящим воздушным асом этого слишком мало, нужно почувствовать настоящую опасность и не сравнимое ни с чем ощущение боя, нужно принять участие в настоящей воздушной баталии.

И в 1937 году Федорову предоставляется такая возможность. После того, как парад над Красной площадью был окончен, его и еще 11 особо выдающихся летчиков пригласили в Кремль. Молодые парни, имеющие огромное желание показать себя в реальном деле, сразу же решили проситься в Испанию, где уже вовсю шли бои. В качестве переговорщика парни выдвинули Федорова, который с этим вопросом подошел к Ворошилову. Клим Ефремович посоветовался с вождем и одобрил просьбу молодых летчиков.

В июне того же года Ивану Ефремовичу удается одержать в испанском небе свою первую победу. По тревожному сигналу он вылетел на перехват группы бомбардировщиков, которые прикрывали, модернизированные по последнему слову техники того времени немецкие истребители «Мессершмитт-109», принадлежащие легиону «Кондор». Это был первый настоящий воздушный бой летчика, и наверное поэтому он забыл надеть парашют и вылетел без него.

Отчаянный русский летчик врезался в группу истребителей и успешно сманеврировав, длинной очередью отправил на землю 109-го. Все воздушные бои велись при достаточно серьезном превосходстве авиации противника, которому, к слову, оказывали активное содействие немцы и итальянцы, но несмотря на это наши пилоты на своих И-16 уронили не мало вражеских самолетов.

А самому Федорову испанцы дали красноречивое прозвище «Дьяболе рохо», что в переводе на русский язык звучит как «Красный дьявол». За мастерство и бесстрашие в небе, личную благодарность Ивану Евграфовичу выразила сама Долорес Ибаррури, она его страстно поцеловала.

За время его участия в Испанской войне, его дважды наградили орденом красного знамени и представлен к званию Героя Советского Союза. Но в этот раз Ивану Евграфовичу было не суждено получить « Золотую звезду», а во всем опять виноват суровый и гордый характер героя.

На банкете в Москве между летчиками и танкистами произошел конфликт, они поспорили о значимости родов войск. Федоров принял в потасовке самое активное участие, за что его и лишили награды.

После Испании летчика направили в Китай, а затем на Халхин-гол. Иван Евграфович вспоминает: «Японские противники были достойными противниками. Летали они на качественных, модернизированных истребителях И-96 и показали себя до безрассудства смелыми, профессиональными бойцами». В боях с японцами Федоров сбил еще 8 самолетов.

После начала Великой Отечественной Иван Евграфович отправил командующему ВВС Рабочей Крестьянской Красной Армии рапорт с просьбой отправить его на фронт. Просьбу летчика удовлетворили, только совсем не так как он хотел. Его как испытателя со стажем отправили облетывать новые ЛАГГ-3 на заводе No21 в Горьком, которые потом отправлялись на фронт. Летчик очень сильно хотел попасть в зону боевых действий и поучаствовать в воздушных боях.

Но ни на один из множества отправленных боевым пилотом рапортов так и не пришел ответ. Тогда Федоров решается на рискованную авантюру и выполнив в воздухе 3 «мертвых петли», попрощавшись с друзьями по радиосвязи, взял курс на запад в сторону фронта, конечным пунктом его полета была воздушная армия No3 под командованием генерала Громова.

Отчаявшегося летчика не остановило ни понимание того что дело может кончится трибуналом, ни то что охрана моста через реку Ока, под которым он завершил свой маневр открыла по нему огонь. Иван Евграфович успешно долетел до крупного аэродрома с командным пунктом в Калинине и посадил самолет. Вокруг него сразу сгрудились праздные зеваки из числа военных, на линкольне подъехал генерал Громов. «Товарищ генерал! Лётчик-испытатель майор Фёдоров! Разрешите пройти у вас фронтовую практику!» — отрапортовал Иван. Тут же в небе появился вражеский Хе-111.

Громов разрешил летчику испытать самолет в боевых действиях и Федоров сразу же приступил. На глазах у всех собравшихся он молниеносно атаковал и сбил немца. После этого Громов заявил, что фронтовая практика Ивана Евграфовича началась.

В августе 1942 года в составе 3-ей воздушной армии приказом командования сформировали полк летчиков-штрафников, командовать которыми и поставили Федорова. Всего в состав спец полка вошли 64 провинившихся летчика. Основной их задачей было уничтожение группы немецких истребителей, которые за разрисованный картами всех мастей фюзеляж летчики прозвали «картежниками».

Кстати эти самые «картежники» нанесли немало урона советской авиации. Группе Федорова были выделены новейшие истребители ЯК-1 и ЯК-7, практически сразу же они отправились в бой против немецких бомбардировщиков, бой показал что команда не сработанная и каждый сражается сам по себе.

Но хоть все и получилось сумбурно и разрозненно, наши штрафники все же достойно ответили вражеским истребителям. Постепенно под руководством Федорова пилоты-штрафники стали организованной и слаженной группой.

Однажды после воздушной разведки, возвращаясь на базу Федоров и его ведомый Андрей Боровых заметили группу немецких истребителей Ме-109, а подлетев поближе и увидев разукрашенные фюзеляжи поняли, что случайно наткнулись на «картежников».

Бестрашные пилоты вступили в бой, даже несмотря на то что были вдвоем против 14 противников-асов. Наши штрафники раскололи группу немецких истребителей надвое и завязали бой на виражах. Федоров получил попадание и сымитировав беспорядочное падение, подпустил одного из «картежников» поближе и меткой очередью его сбил. То же самое произошло еще с двумя немцами, одного из которых подбил Боровых. Оставшиеся бесстрашные и непобедимые фашистские «картежники» спаслись бегством.

На месте падения элиты немецкой авиации побывала специальная команда, которая доставила в штаб документы пилотов и их награды — Рыцарские кресты. Оказалось что первый сбитый Иваном Евграфовичем истребитель, управлялся командиром группы полковником фон Бергом.

Еще в течение трех месяцев специальный штрафной полк успешно работал под руководством Федорова. После этого его переводили с должности на должность, где он успел получить еще несколько наград.

После окончания войны Федоров вернулся испытателем в КБ Лавочкина, где начал испытывать сверхзвуковые истребители. Как выяснилось позже, в ходе испытаний он побил несколько мировых рекордов.

Однажды Лавочкина вызвали к Сталину, он будучи умным человеком догадался, что речь пойдет о сверхзвуковых полетах. Лавочкин представил своего пилота-испытателя Иосифу Виссарионовичу, а на вопрос вождя чего же он хочет?

Ответил, что три раза представляли к званию Героя, но звезду в силу каких то обстоятельств Федоров так и не получил. Сталин пообещал решить этот вопрос. Так в марте 1948 года Иван Евграфович все таки получил свою честно заработанную кровью и потом Золотую Звезду Героя.