Участник Великой Отечественной войны, уроженец Валуйского района Иван Иванович Грицов родился в с. Кочкино Валуйского района 19 января 1903 г. В родном селе окончил начальную школу и до осени 1941 года работал бригадиром полеводческой бригады.

Участник Великой Отечественной войны, уроженец Валуйского района Иван Иванович Грицов родился в с. Кочкино Валуйского района 19 января 1903 г. В родном селе окончил начальную школу и до осени 1941 года работал бригадиром полеводческой бригады.

Летом 1942 года его призвали в армию. Он прошел через Сталинградскую битву, участвовал в битве на Курской дуге, в боях за освобождение Белгорода. Иван Иванович служил в рядах инженерно-сапёрных войск в составе 109-го инженерно-саперного батальона.

Во все времена было известно, что сапер — мастер на все руки. И качества эти ценятся достаточно высоко. В период Великой Отечественной войны перед саперами стояли нелегкие задачи: преградить путь прорывающимся танковым и моторизованным колоннам противника, наводить переправы через реки, собирать паромы, участвовать в прорывах оборонительных полос.

Выполняя эти задачи, саперы неоднократно проявляли высокое мастерство, смекалку и необыкновенную стойкость. Примером могут послужить героические поступки Ивана Ивановича во время легендарного форсирования Днепра — крупнейшей стратегической операции Великой Отечественной войны.

25 сентября 1943 года саперы 104 и 109 сапёрных батальонов приступили к разведке побережья для выбора наиболее удобных пунктов для форсирования реки и затем начали наводить переправу через реку Днепр в районе острова Пушкаревекий и с. Сошиновка, вызывая огонь артиллерии противника. Большие группы немецких самолетов неоднократно бомбили районы сосредоточения и высадки наших войск. Несколько ночей продолжалась переправа. Наши воины, переправляясь на правый берег Днепра, отбивали немецкие контратаки и удерживали захваченный плацдарм.

Переправлявшиеся войска, которые были замечены противником, несли потери в людях и технике.

Из воспоминаний командира 109-гo инженерно-сапёрного батальона гвардии майора Увяткина:

«Вскоре у нас кончились запасы ремонтных материалов для резиновых надувных лодок. Часть из них безвозвратно погибла при обстреле и бомбежке, часть потонула в Днепре при минометном обстреле переправы. Был один выход — попробовать подплыть к месту затонувших паромов под западным берегом Днепра и достать со дна реки ремонтный материал. Выполнить эту ответственную, трудную и опасную операцию вызвался рядовой сапер И.И. Грицов. Отправился он на небольшой рыбацкой лодке с напарником. Мы с напряжением следили за этими смельчаками, которые благополучно подплыли к месту гибели плота. Грицов вошел в воду и, двигаясь параллельно берегу, ногами обследовал дно реки. Эту операцию ему пришлось повторить несколько раз, постепенно удаляясь от берега, пока он не наткнулся на сумку с ремонтным материалом. Мы встретили Грицова как самого дорогого человека, настоящего героя. В этот день личный состав роты с особым подъемом работал над восстановлением поврежденной обстрелом переправочной техники».

А в ночь на 26 сентября лодка, где рулевым и старшим боевого расчета был назначен И.И. Грицов, незаметно для противника высадила первый десант на правый берег Днепра. Всего расчет Грицова совершил 17 рейсов, переправив 172 бойца, 4 полевые пушки, 6 минометов и комплекты боеприпасов, и каждый из них — под непрерывным огнём противника. После этого — уже на пароме — переправлялась артиллерия, минометы и другая боевая техника.
28 сентября при возвращении из последнего рейса паром был разбит прямым попаданием мины. Было ранено 7 человек, которых Иван Иванович, бросившись в студеную днепровскую воду, сумел спасти.

Старшему сержанту И.И. Грицову Указом Президиума Верховного Совета СССР 20 декабря 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему также была объявлена благодарность от Верховного Главнокомандуюшего за форсирование реки Днепр.

Ивану Ивановичу были объявлены благодарности и за форсирование рек Днестр, Гроц и Нитра, а также за взятие крупного промышленного центра Чехословакии города Брно, чехословацкого города Годонин, сильного опорного пункта обороны немцев, что находился на западном берегу р. Морава. Он также был отмечен за взятие важных узлов дорог и опорных пунктов обороны немцев под городами Трпава, Глоговец, Сенец, прикрывавших подступы к Братиславе, словацкими городами Комарно, Новы замки, Шураны, Комбьятице и Врабле.

После Великой Отечественной войны Иван Иванович вернулся на родину, заведовал дорожным отделом Валуйского райисполкома. Иван Иванович прожил замечательную жизнь, был образцом патриотизма, скромности и порядочности. Умер Иван Иванович 26 января 1984 года.