«Дама с горностаем» Леонардо да Винчи история портрета

Общество

История картины «Дама с горностаем» непроста: она пропадала и появлялась снова, ее несколько раз дописывали, даже авторство долгое время было под вопросом. Женских портретов у Леонардо да Винчи мало, этот – один из четырех.

Исследователи еще в XIX веке полагали, что полотно, известное всему миру сегодня, это лишь копия. Возможно, написанная одним из учеников художника. Оригинал же, вроде бы, исчез. Тем не менее, ни сюжет, ни сам факт первоначального авторства не отрицался никогда.

Более того, специалисты нашли подтверждение, что Леонардо был достаточно близко знаком с женщиной, изображенной на знаменитом полотне. Это Чечилия Галлерани, состоявшая в отношениях с герцогом миланским Лодовико Сфорца.

В некоторых письмах к ней и сам да Винчи обращается к ней с особой нежностью, так что у некоторых специалистов возникал вопрос: а может, и сам художник тоже был близок с этой дамой? На самом деле, никаких прямых подтверждений этому нет, да и вообще да Винчи, похоже, относился к женщинам совершенно индифферентно.

Что же касается авторства, то с ним действительно не все так просто: «Даму с горностаем» явно дописывали в более поздние времена. Возможно, это произошло уже в XIX веке. Фон стал темнее, изменены некоторые черты лица, с головы «дамы» исчезла вуаль. Надпись — «Прекрасной Ферроньере Леонардо да Винчи» — сделана позднее другой рукой.

Есть и проблема с горностаем: недавние исследования показывают, что в первоначальном варианте его не было вовсе, а затем художник изобразил другого зверька, поменьше.

И все же техника исполнения, примерное время написания «Дамы с горностаем», модель – все это позволяет однозначно говорить об авторстве да Винчи.

Путешествия знатной дамы

Предполагается, что Леонардо написал эту картину в 1489-1490 годах. Эта дата возникла не случайно: Чечилия к тому моменту уже была возлюбленной Сфорца, а возраст модели в целом соответствует этому периоду – в то время ей было 17 лет. Что происходило с полотном в следующие 300 лет, доподлинно неизвестно. Точно установлено, что в 1798 году польский князь Адам Чарторыйский привез «Даму» из Италии в Краков и подарил ее своей матери Изабелле, которая поместила картину в собственный музей.

Но там она пробыла относительно недолго. После восстания в Польше в 1830 году все имущество Чарторыйских было конфисковано. И право собственности на работу Леонардо чуть не перешло Российской империи.

Но князь успел отправить полотно в Париж. Так оно оказалось в Отеле Ламбер, где жил князь и где хранилась вся его коллекция. Именно там, во Франции, с полотном впервые познакомились эксперты, но ни один из них не установил авторство Леонардо.

Потом, из-за военных конфликтов в Европе «Дама» вернулась в Польшу, где один их родственников Чарторыйского по материнской линии основал музей князя. В годы Первой мировой войны Польша вновь оказалась в центре конфликта, и картину переправили в Дрезденскую галерею.

Оттуда ее забрали уже перед следующей войной, но в сентябре 1939 года полотном завладели нацисты, и «Дама» снова отправилась в Германию, где должна была попасть в коллекцию музея Гитлера в Линце.

Но этого не случилось, и генерал-губернатор Польши Ганс Франк потребовал вернуть полотно в его резиденцию в Кракове. Он же прихватил «Даму» во время отступления нацистов, но предпочел ни с кем не делиться дорогим полотном. Так и получилось, что работу Леонардо нашли в доме Франка в 1946 году.

На фотографии – момент передачи «Дамы с горностаем» польским властям в 1946 году. Все просто: обычная станция, обычный день, обычный деревянный ящик, конвойный и по одному представителю с каждой стороны. Этот снимок стал возможен группе The Monuments Men.

Во время войны в нее вошли специалисты из 13 стран. 345 человек, которые искали и возвращали исчезнувшие предметы искусства. В их числе – и «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, единственная картина легендарного итальянца, которая хранится в Польше.

Оцените статью
Социальный Медиа
Добавить комментарий