Почти 50% опрошенных, ставших жертвами мошенников, до инцидента уверяли себя в способности распознать обман и противостоять ему, говорится в исследовании группы.
Более половины россиян, участвовавших в опросе, сталкивались с телефонными мошенниками, а каждый четвертый понес финансовые потери из-за таких звонков, выяснила группа «Ренессанс страхование».
По данным исследования, 56% респондентов имели опыт общения с телефонными мошенниками, причем многие из них – неоднократно (18% – один раз, 26% – дважды и 12% – трижды). Почти половина из этих жертв (43%) потеряла деньги в результате звонков; более 25% были обмануты как минимум дважды (17% – один раз, 16% – дважды и 10% – трижды). Интересно, что 45% пострадавших до инцидента считали себя способными распознать обман.
Большинство респондентов сообщили о потерях в десятки тысяч рублей, тогда как 15% сообщали о более крупных суммах. Самой уязвимой группой оказались лица в возрасте 24–35 лет: каждый второй из них пострадал от мошенников. Женщины становились жертвами гораздо чаще, чем мужчины (50% против 37%).
Наиболее уязвимой группой россиян в возрасте от 18 до 60 лет стали респонденты в возрасте 24-35 лет: среди них каждый второй, вступавший в контакт с мошенниками, стал их жертвой. Для сравнения, среди опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет и от 35 до 44 лет этот показатель составляет 44%, среди людей от 45 до 54 лет — 39%, в то время как у респондентов 55-60 лет он составляет лишь 27%. При этом женщины сталкиваются с мошенническими схемами значительно чаще, чем мужчины (50% против 37%). Кроме того, женщины чаще становились жертвами мошенников более одного раза (36% среди женщин и 18% среди мужчин).
Как отметил Артем Искра, управляющий директор департамента массовых видов страхования компании «Ренессанс страхование», мы предполагаем, что низкий уровень пострадавших среди возрастной группы 55-60 лет обусловлен тем, что на них ориентированы различные информационные кампании по борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством, а также малым количеством смартфонов с функциями онлайн-банкинга, что затрудняет быстрые переводы средств.
Опрос проходил в середине ноября 2024 года и охватил 1,5 тыс. россиян, проживающих в крупных городах.