Автомобили времен Великой Отечественной войны

Армия

С каждым годом остается все меньше тех, кто может поведать о самой страшной в мировой истории войне – Великой Отечественной. Но к счастью, есть еще и другие непосредственные участники войны, и пусть они не могут рассказать, но много чего видели, а некоторые сохранились и до сегодняшнего времени.

Это старые пушки, танки, самолеты, иная военная техника и, конечно, автомобили. Машин, побывавших на бранных полях, осталось совсем немного, одни «погибли» во время войны, другие после Победы, отработав свой век, ушли на металлолом.

Все на фронт

Самый заслуженный автомобиль Великой Отечественной войны – ЗИС-5, горьковскую полуторку ГАЗ-67 еще можно встретить где-нибудь на улице, в глубинке, о более редких моделях уже и не помнят.

Со дня появления советского автопрома, одной из главных задач была поставка автомобилей для Красной Армии. К началу войны на ее содержании находилось около 275 тыс. машин.

Основу автопарка составляли: ГАЗ-АА (с 1938 г. под именем ГАЗ-ММ), трехтонка – ЗИС-5, трёхосный ГАЗ-ААА. Об этих машинах, в свое время, было сказано много, но стоит вспомнить «ушедшие в Лету» и практически забытые или выпускаемые в очень маленьких партиях.

С 1936 года на базе шасси ГАЗ-ААА производили ГАЗ-05-193, так называемый штабной девятиместный автобус. Их выпускали вплоть до 1941 года, до бомбовой атаки на завод, после которой выпуск пришлось резко сократить. С 1941 года автобусы, впрочем, как и грузовики, делали в упрощенном варианте, с одной фарой. Выпущено таких машин было всего 273 экземпляра.

Санитарные машины – приоритет на фронте

В первые дни войны обнаружилась резкая нехватка автомобилей санитарного профиля. Их поставщиком был тоже ГАЗ, выпускавший санитарный ГАЗ-55. С 1939 года «санитарок» выпускал и Московский автомобильный завод – под названием ЗИС-16С, сделанный на базе шасси ЗИС-5. Он предназначался для перевозки как «сидячих» раненых, так и транспортировки около 10-ти носилок.

Производство этой модели было свернуто в 1941 году, вместо нее начали выпускать простой фургон ЗИС-44. Городские же автобусы ЗИС-16 тоже без дела не остались, шли, в основном, в тыл с эвакуированными или же на фронт, восполнять нехватку санитарных машин.

На базе ЗИС-5, с такой же коробкой передач и мотором, были выпущены – ЯГ-4, ЯГ-6 и ЯГ-10. Плюс ко всему около 45 машин были выпущены с импортным 93-х сильным дизелем под названием – «Геркулес», и не исключено, что часть из них тоже поучаствовала в войне.

На базе шасси ЗИС-6 монтировали первые прославленные «Катюши», установки БМ-13. В 1941 году успели выпустить 197 моделей ЗИС-32, с двумя мостами и двухступенчатой коробкой передач. Кабриолет ГАЗ-61-40 достался и легендарному наркому К.Е. Ворошилову.

Это далеко не весь перечень военных автомобилей, помогающих, во время войны Красной Армии, и очень жаль, что постепенно все они уходят безвозвратно. Найти, восстановить и сохранить легендарную военную машину – общий долг подрастающего поколения. Они – память, они, пусть и немые, но свидетели, долгого и трудного пути к Великой Победе.

Оцените статью
Социальный Медиа
Добавить комментарий