Как известно, в начале войны (да и в дальнейшем) у СССР были довольно серьезные проблемы с пищей, техникой и оружием. Западные соседи решили помочь союзнику и заключили договор о ленд-лизе. Советский Союз теперь получал еду, самолёты, бронеавтомобили, даже танки. Однако всё это следовало как-то доставлять, особенно от США. Именно с этой целью были созданы Арктические конвои.

Путь для доставки техники и припасов был выбран наиболее “безопасный” – вблизи берегов оккупированной Норвегии к северным портам СССР – Архангельску и Мурманску.

Думаю, не стоит напоминать, что педантичные немцы именно у северных вод разместили крупные базы военно-морских и воздушных сил. Из-за этого каждый конвой подвергался довольно серьезной опасности.

Первый конвой носил название “Дервиш”, состоял из семи кораблей, которые успешно дошли до точки назначения. В дальнейшем каждый конвой носил свое кодовое название вида: PQ-номер.

Таких конвоев всего насчитывается восемнадцать. Однако, в связи с печальным опытом PQ-17 (о котором будет рассказано ниже), дальнейшие конвои, от греха подальше, начали называть JW-номер.

Кроме того, в конце 1942 года засветился конвой из независимых судов, который был назван FB (шел до Мурманска) В общем и целом в СССР дошло 78 конвоев (около 1400 торговых судов). Определенно, эта помощь была незаменимой.

Теперь подробнее остановимся о самом знаменитом конвое той войны: PQ-17. Почему же он стал знаменит? Всё из-за того, что в результате операции по доставке груза в СССР, к портам Архангельска добралось только 11 транспортов.

Итак, в 1941 году финнам удалось захватить городок Сортавалла и устроить там пункт радиоперехвата. В итоге, в 1942 году, им удалось узнать подробный состав нового конвоя PQ-17, направление его движения и время. Немецким командованием был составлен план “Ход конём”, согласно котором у, с помощью усилий подводных, наводных и воздушных сил требовалось разгромить конвой.

Основные действия начались 4 июля, когда конвой (под прикрытием крейсеров, корветов и самолётов) встретился с немцами у острова Эдж. С раннего утра шли бомбардировки конвоя, отчего зенитчики всё время были в напряжении. Однако с этим худо-бедно еще могли справиться. Но в 21 час вечера было получено три радиограммы из Адмиралтейства, в которых конвою было приказано рассеяться. Это и стало причиной основных потерь. Немецкие корабли кинулись ловить английские танкера и топить их. В итоге было потоплено 22 корабля. Это был достаточно сильный удар, и с июля по сентябрь 1942 года конвои не ходили.

Благодаря стратегическим конвоям СССР могло получить технику, пищу и необходимые ресурсы в условиях их жесткого дефицита. Это послужило отличную службу в первые годы войны, когда стране приходилось сдерживать танковые армады врага (и как не зря кстати мы видим, что к концу войны танковыми армадами давили уже войска СССР). В 1944-1945 годах значение конвоев было чисто символичным, однако Сталин настоял на продолжении поставок ресурсов, несмотря на серьезный перелом на Восточном фронте.

Александр Пермяков
Александр Пермяков
Родился в Екатеринбурге. Окончил 11 классов школы № 43. После чего поступил учиться в «Уральский государственный юридический университет». Потом проходил срочную службу в
Отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф. Э. Дзержинского.