Английские танки серии Mk IV, которые выпускались с 1916 по 1917 год, были полны недостатков, вызванных использованием тракторных двигателей и элементов трансмиссии.

В следующей серии Mk V многие из них были исправлены путём применения специально разработанных для них агрегатов.

Использование тракторных двигателей в танках было вынужденной мерой, требовалось как можно скорее начать серийное производство. Но такое решение вызывало массу проблем для экипажей и снижало боевую эффективность. Для следующей серии танков было решено разработать специальный двигатель и элементы трансмиссии.

Компоновка танка

Специальный танковый двигатель был разработан известным конструктором Гари Рикардо. В новом двигателе были реализованы важные для танка требования: повышенная мощность, работа в широком диапазоне нагрузок, устойчивость работы при больших углах наклона, возможность ремонта в полевых условиях без демонтажа с танка.

При выборе трансмиссии испытывались различные варианты. В том числе гидравлическая и электротрансмиссия. Окончательный выбор был сделан в пользу менее дорогого и более надёжного механического варианта с планетарным механизмом поворота и ленточными тормозами. Теперь механик-водитель мог управлять танком без помощи других членов экипажа.

Схема органов управления танка

По сравнению с Mk IV была увеличена рубка, а также добавлена дополнительная рубка со смотровыми лючками. Это обеспечило круговой обзор из танка и лучшую вентиляцию, хотя она по прежнему оставалась недостаточной. Для связи на танках серии Mk V стали использовать семафор.

Mk V стали поступать в войска в мае 1918 года. Всего было выпущено 400 машин, по 200 “самцов” и “самок”, которые различались установленным вооружением.

Бои с немецкими танками показали полную беспомощность вооруженных только пулемётами “самок” в подобных столкновениях. Это вынудило комбинировать спонсоны пулемётных и пушечных танков. Получились своеобразные “гермофродиты”, один из спонсонов которых был оснащен пушкой, а второй пулемётами.

С целью усилить противотанковую оборону немецкие войска стали использовать более широкие окопы. Это вызвало желание сделать танки длинней. Так появились Mk V*(со звездой). В корпус была врезана секция длиной 1,83 метра, применён более длинный карданный вал и, соответственно, увеличена длина гусениц. Масса танка при этом увеличилась на 4,1 тонны, а скорость уменьшилась до 4 км/ч.

Увеличенный внутренний объем позволял брать на борт танковый десант до 24 пехотинцев. Правда, опыты с десантом оказались не слишком удачными, солдаты угорали от выхлопных газов. Mk V* было изготовлено 200 в варианте “самцов” и 492 “самки”. Такое соотношение вызвано тем, что эту модификацию предполагалось использовать больше в качестве бронетранспортёра.

Английские тяжелые танки, несмотря на все свои недостатки, были эффективны в качестве тарана, прокладывающего путь пехоте к вражеским позициям, и внесли огромный вклад в победу союзных войск над Германией.