SpaceX изменила рынок космических стартов

139846 original min Общество

Впервые ракета Falcon 9 компании SpaceX стартовала в июне 2010 года. В то время американская космическая программа находилась в сложном положении: программу Space Shuttle уже свернули, а нового корабля у Америки нет до сих пор.

Администрация Барака Обамы пошла на неожиданный шаг, открыв доступ к государственному финансированию частным компаниям. Началась гонка технологий, целью которой стало не только появление новых ракет, способных выводить на орбиту спутники и доставлять грузы на МКС, но и снижение стоимости старта.

В основу концепции новых космических кораблей и ракет-носителей был положен принцип многоразового использования, причем идея возвращать ракету была реализована впервые – до сих пор отработанные блоки просто падали на землю.

План удалось реализовать двум компаниям: Blue Origin Джеффа Безоса и SpaceX Илона Маска. Но последняя продвинулась существенно дальше, и на днях ее рыночная стоимость превысила 21 миллиард долларов.

SpaceX составила серьезную конкуренцию многолетнему монополисту американской космической отрасли – альянсу Boeing-Lockheed Martin. Сейчас, благодаря ракете Falcon 9, NASA доставляет грузы на МКС, частные заказчики получили возможность относительно недорого выводить на орбиту спутники, и даже военные стали доверять ракетам SpaceX – на август намечен очередной запуск секретного беспилотного космического аппарата X-37B.

В середине июля вице-президент SpaceX Тим Хьюз обсуждал будущее пилотируемой космонавтики с американскими конгрессменами. На этой встрече SpaceX показала, как, благодаря усилиям компании, менялся рынок коммерческих запусков в последние годы. Еще семь лет назад доминирующим игроком на нем была Россия, на долю которой приходилось почти 60% всех стартов.

Но уже в 2013 году SpaceX cсравнялась с Китаем, годом позже забрала треть контрактов у российских ракетостроителей, а в прошлом году получила 30% всего мирового рынка коммерческих стартов. По плану этого года доля SpaceX должна превысить 40%, что оставит России около 15% рынка.

Цикл подготовки каждого запуска – многомесячный процесс, так что SpaceX уже сейчас дает прогноз на 2018 год. В компании считают, что их доля превысит 60%, на европейские старты останется около 30%. Наиболее катастрофично выглядит положение России, которой, по данным SpaceX, придется довольствоваться менее чем 10% всех коммерческих стартов, что эквивалентно восьмикратному падению рыночной доли за 9 лет.

Оцените статью
Социальный Медиа
Добавить комментарий