Смерть Антуана де Сент-Экзюпери

Общество

Раннее утро 31 июля 1944. Время – около половины восьмого. На аэродроме Борго на острове Корсика готовится к вылету самолет P-38 «Молния».

В Люфтваффе такие машины называют «дьявол с раздвоенным хвостом», что соответствует истине: у самолета действительно странная конструкция: укороченная гондола летчика посередине и две хвостовые балки, продолжающие кожух двигателей.

Американская Lockheed поставляла такие самолеты силам союзников, которые использовали их в качестве истребителей и разведчиков. В этот раз перед летчиком стоит разведовательная задача. Погода – идеальная для аэрофотосъемки: ветра и облаков почти нет, светит солнце.

Антуану де Сент-Экзюпери уже 44 года, из которых 18 лет он в воздухе. До войны он развозил почту, потом управлял пассажирскими лайнерами. Пережил несколько аварий. Он полон сил и все еще рвется в небо. В разведывательной эскадрилье 2/33 он с начала войны.

Командование против дальнейших полетов: слишком много было аварий в прошлом, да и реакция в таком возрасте не та. Опять же — человек известный, чтобы просто так рисковать его жизнью. Он и сам понимает, что пора возвращаться на землю. Незадолго до этого дня в одном из писем он напишет:

«У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть». Но за него просят американцы, родственники самого Рузвельта, и пилоту дают еще несколько вылетов. Этот – последний.

В 8:45 мощная машина отрывается от земли и уходит в небо. Пилоту предстоит произвести фотосъемку моря южнее Марселя, это 350 километров пути.

«Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война закончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть что делать и после нее», — писал летчик в том же письме. Это «после» для него уже не наступит: его будут ждать на аэродроме до последнего, но он так и не вернется.

Расследование этого случая не дало никаких результатов. Кто-то предполагал, что машина подвела, другие искали подтверждение в сохранившихся журналах Люфтваффе (может, сбили?), но – тоже безуспешно. Нашлись даже те, кто выдвинул версию дезертирства.

Тайна его гибели начала проясняться, благодаря случаю. 26 сентября 1998 года экипаж рыболовецкой шхуны «Горизонт» спешно выбирал сети, чтобы побыстрее сняться с якоря и уйти от надвигавшейся грозы. Ее владелец – Жан-Клод Бьянко – заметил какие-то странные предметы, вытянутые из воды. Один из них оказался похож на браслет. Очистив его, француз прочитал: Антуан де Сент-Экзюпери.

Ныряльщик Люк Ванрель обнаружил и обломки самолета, но уверенности, что речь идет о машине известного писателя, у него не было. Франция на несколько лет закрыла район для любых поисковых операций, разрешение на которые было выдано только в 2003 году. Лишь тогда, по серийным и бортовым номерам удалось подтвердить, что место гибели Антуана де Сент-Экзюпери действительно найдено.

Остается лишь вопрос: как это случилось. Ответа на него нет до сих пор. Еще в конце сороковых годов некий радист утверждал, что поддерживал в тот день связь с самолетом, сбившим такую же, как у Экзюпери, машину.

Эта история почти сразу была поставлена под сомнение, поскольку французский самолет-разведчик не был оснащен вооружением, а его задание вообще не предполагало участие в воздушном бое. Проверить гипотезу тоже не получилось: немецкого пилота сбили через две недели после того случая, а сам он умер от ран.

А уже в 2008 году появилось интервью некоего Хорста Рипперта, служившего в те годы в Люфтваффе и, по его собственному признанию, сбившего 31 июля 1944 года самолет Сент-Экзюпери. Рассказ опубликовала французская региональная газета, но специалисты относятся к нему с недоверием.

Бывший немецкий пилот утверждал, что сбил французского разведчика выстрелами из пулемета, после чего машина чуть ли не вертикально упала в море, взорвавшись в момент столкновения с водой. Однако, во время операции по подъему обломков следов от пуль на деталях фюзеляжа обнаружено не было.

“Одним прыжком вынырнув из туч, самолет в тот же миг оказался в царстве неправдоподобного покоя. Сюда не доходила ни малейшая зыбь. Точно лодка, миновавшая мол, самолет зашел в защищенные воды. Он словно бросает якорь в неведомом уголке моря, в укромной бухте зачарованных островов. Внизу, под самолетом, бушует ураган; там совсем другой мир, толща в три тысячи метров, пронизанная бешеными порывами ветра, водяными смерчами, молниями; но этот мир урагана обращает к звездам лицо из хрусталя и снега.”

Антуан де Сент-Экзюпери, “Ночной полет”
Оцените статью
Добавить комментарий

17 + 7 =