В начале февраля вышло постановление правительства РФ, по которому тариф за проезд большегрузных автомобилей в системе «Платон» с 15 апреля предполагалось приблизить к изначально запланированному уровню в 3,06 рубля за километр.

Дальнобойщики посчитали такой тариф чрезмерно высоким. 24 марта, после встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с представителями отрасли был найден компромисс: плату повышать надо, но не так быстро.

В итоге с 15 апреля большегрузы стали платить 1,90 рубля вместо прежних 1,53 рубля за километр. Если представить, что 12-тонная фура везет груз на расстояние 1000 километров, получается, что провоз 1 тонны подорожал на 30,83 рубля. А вообще дальнобойщики теперь должны платить 1900 рублей за 1000 километров пробега вместо прежних 1530 рублей.

Разве есть смысл протестовать из-за 370 рублей?

Конечно, нет. Но если умножить эти деньги на условные 100 тысяч километров годового пробега, то получится уже довольно большая сумма. И не все водители могут ее просто достать из кармана.

Выходов немного: или повышать тарифы, что сейчас сделать непросто из-за жесткой конкуренции и сложной экономической ситуации, либо — все же поделиться своими доходами с «Платоном». Первое для многих водителей большегрузов оказалось невозможным, а второе — неприемлемым, В результате 27 марта дальнобойщики вышли на протест «Всероссийская стачка».

По данным «Объединения перевозчиков России» к забастовке должны были присоединиться около 10 тысяч дальнобойщиков по всей стране, но точных цифр о количестве участников протеста нет. Только в Дагестане, по утверждению организаторов, в забастовке участвует около четырех тысяч автомобилей.

Чего они требуют?

«Платон» оказался лишь одним из требований участников «Всероссийской стачки». Дополнительные расходы для перевозчиков стали, что называется «последней каплей».

Полный список значительно шире:

  • Полная отмена системы «Платон» или реорганизация под транзитный транспорт с передачей государству;
  • Отмена транспортного налога;
  • Режим труда и отдыха водителей (РТО) привести в соответствие с реальной ситуацией;
  • Наведение порядка на весовом контроле;
  • Предоставление перевозчикам обоснования расчетов размера акциза на топливо;
  • Отставка правительства, недоверие президенту.

10 тысяч бастующих — это много или мало?

Повторимся. Мы не знаем, сколько дальнобойщиков сейчас бастуют. Цифры очень различаются: от 10 тысяч до 100 тысяч. Всего же в России зарегистрировано 12 миллионов грузовых машин от «Газелей» до карьерных самосвалов. Не все они подпадают под действие «Платона». На сайте системы есть презентация, в которой говорится, что сейчас в сервисе зарегистрирована 281 тысяча 610 перевозчиков и 815 тысяч 474 машины.

Если считать, что сейчас по стране из-за забастовки простаивают 10 тысяч машин, то рынок в целом сократился только на 1,2 процента. Для полноценного протеста эта цифра кажется незначительной. Даже если увеличить ее в десять раз — это стресс для рынка, но не катастрофа.

Тогда в чем проблема?

В географии России. По идее, любой груз можно отправить как машиной, так и железной дорогой. А если нет спешки, то и водным транспортом. Но сетка железных и автомобильных дорог в стране не совпадает. И от железнодорожного терминала груз все равно надо вести на грузовом транспорте. Так что расходы на перевозки для потребителя все равно возрастают. Это — первая проблема. Второй, не менее важный вопрос связан с географией самой «Всероссийской стачки». Если под Москвой стоят около 100 грузовиков, то в некоторых регионах на юге страны число бастующих доходит до 95 процентов. Проще говоря, там сейчас практически невозможно найти свободный большегруз. И это создает реальные трудности с обеспечением регионов самым необходимым, в том числе, продуктами питания и другими товарами первой необходимости.

А этот «Платон», его у нас придумали?

Конечно, нет. Россия всего лишь пытается внедрить сложившуюся мировую практику. Системы, подобные «Платону», действуют во многих странах Европы. Там тоже есть и специальные считывающие устройства, и трекеры, упрощающие системы расчетов, и частные операторы, действующие по заказу государства.

В Германии контролем над грузоперевозками занимается частная компания Toll Collect: плата взимается с грузовиков массой от 7,5 тонн и зависит от количества осей транспортного средства и уровня выбросов: тарифы составляют от 8,1 до 22 евроцентов за километр (от 4 до 13 рублей). Оплата, как и в России, производится с помощью бортовых устройств или через оплату заранее выбранного маршрута.

В Австрии сбором платежей занимается государственная компания ASFiNAG. За километр пути дальнобойщики должны заплатить от 15 до 44 евроцентов (от 11 до 32 рублей с учетом налогов). Благодаря системе сборов, В 2015 году ASFiNAG выделила около 500 миллионов евро на постройку новых дорог и около 485 миллионов евро на ремонт трасс.

В Республике Беларусь работает система взимания платы с автомобилей BelToll. Платными являются 1 189 километра дорог. Минимальная стоимость проезда грузовика весом от 3,5 тонн обойдется от 4 до 14 евроцента за километр (от 2,4 до 8,5 рублей).

В Словакии аналогом «Платона» управляет частной компанией SkyToll: грузовики массой более 3,5 тонн платят от 9 до 24 евроцентов за километр следования (от 5,50 до 14,5 рублей) в зависимости от массы грузовика и соответствия экологическим стандартам.

София Кириллова
София Кириллова
Студентка третьего курса Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Социальная работа». Люблю писать статьи про исследования ученых. Ведь их вклад в науку делает нашу жизнь легче.