Промышленность Нижегородской (Горьковской) области в послевоенный период. 1945-1965 гг.

Общество

Основными направлениями в работе после войны в промышленности явились механизация трудоемких работ, внедрение в производство новых технико-технологических достижений и формы организации труда, накопленных в годы войны.

Предприятия Горьковской области, все годы войны работавшие для нужд фронта, возвращаются к своим обычным мирным заботам. Переключиться на мирное строительство непросто, так как у нас была нарушена довоенная система снабжения сырьем, необходимо было заново осваивать производство ранее выпускавшейся и новой продукции, вновь обучать рабочих, специалистов.

Со всеми этими сложными задачами промышленность области справилась сравнительно быстро. Уже в первом году послевоенной пятилетки (1946 г.) горьковчане завершили перестройку предприятий, перевели их на мирное производство.

Год от года рос объем производства, и в 1948 году довоенный уровень выпуска продукции был превзойден. Какую же продукцию стала давать стране наша область в послевоенные годы?

Выходили из ворот Горьковского автозавода автомобили довоенных марок, а рядом с ними уже шли новые машины с маркой ГАЗ – грузовой, автомобиль ГАЗ-51 и новый легковой «Победа», производство которых было освоено в первом послевоенном году.

Появились на голубой водной дороге еще не привычные глазу волжан сухогрузные теплоходы, винтовые буксиры, бензоналивные баржи, построенные на заводе «Красное Сормово», а на железных дорогах – паровоз СУ – Сормовский усиленный. Московские метростроевцы получили от горьковских станкостроителей специальные станки для обработки тюбингов метрополитена. Завод «Двигатель революции» отправлял свою новую продукцию – гидротурбины – сельским электростанциям, электробуры – нефтяникам.

Выпуск новой продукции требует совершенствования, расширения производства. На многих заводах в эти годы снова идет строительство, реконструкция.

На автозаводе вступает в эксплуатацию новый цех по сборке автомашин ГАЗ М-20 «Победа», цех сварочных установок, электрическая кузница; на станкозаводе начинают давать продукцию новые заготовительный и сборочный цехи, на заводе «Красное Сормово» – судостроительный. Расширяются, модернизируются и другие предприятия.

Разработкой передовых методов технологии, созданием опытных образцов новейших машин заняты ученые вузов: Горьковского государственного университета, политехнического института, института инженеров водного транспорта.

Горьковчане успешно справились с планом четвертой пятилетки (1946-1950 гг.). Выпуск валовой продукции к концу ее более чем вдвое превысил уровень 1940 года.

Успехи пятилетки дали импульс дальнейшему развитию промышленности Горьковской области. Одними из крупнейших предприятий по производству химических удобрений, смол, капролактама, сырья для капрона и нейлона становятся дзержинские «Капролактам» и Чернореченский комбинат имени М. И. Калинина. Автозавод в 1956 году начинает выпуск новой легковой автомашины «Волга», а в 1958 году – комфортабельной семиместной «Чайки».

Завод «Красное Сормово» в 1957 году выпускает принципиально новое, скоростное судно на подводных крыльях «Ракета». В 1960 г. – «Метеор», в 1961 г. – корабль на 300 мест «Спутник».

Скоростные пассажирские суда «Ракета» (проекты 340, 3402, 340МЕ) — первая крупная в СССР серия судов подобного класса.

Они были созданы в конструкторском бюро под руководством Р. Е. Алексеева. В конце 1962 года на «Красном Сормове» был заложен 150-местный корабль на подводных крыльях с мощными газотурбинными двигателями и водометами вместо гребных винтов. Такое судно способно было развивать скорость более 100 километров в час. В 1956-1962 годах был создан скоростной флот России и морские скоростные суда.

25 апреля 1963 года в цехе СК-3 завода «Красное Сормово» закладывается экспериментальный корабль-экраноплан. По своим свойствам и особенностям он находился между судном и самолетом Работы с экранопланом велись в ЦКБ, в которое входило само бюро, завод «Волга», опытно-экспериментальные базы в Чкаловске, Балахне и Каспийске.

Стремительно развивается в послевоенные годы и энергетическое хозяйство области. Крупнейшим событием этих лет было строительство и пуск в эксплуатацию Горьковской ГЭС. Крупнейшим событием послевоенных лет было строительство и пуск в эксплуатацию 2 ноября 1955 г. Горьковской ГЭС. В 1960 г. переводятся на голубое топливо промышленные предприятия Горького и других городов области.

Труженики области выступили с новыми починами в соревновании. По инициативе автомобилестроителей А.И. Огнева, М.С. Воробьева, А.И. Перевозчикова, И.И. Гаврилина, А.Косицына, И.Пермякова, С. Кузнецовой в первой половине 1960-х годов развернулось широкое соревнование, которое в октябре 1966 года оформляется под лозунгом «Ни одного отстающего рядом!». Это движение получило распространение по всей России.

Обновляется промышленность и других городов области. Так, в 1959 году в Арзамасе входит в строй завод коммунального машиностроения, возникший на базе небольшого ремонтно-механического предприятия; растет, расширяется целлюлозно-бумажный комбинат имени Ф. Э. Дзержинского; реконструируется картонная фабрика в Балахне; с новой продукцией выходит на международную арену завод дробильно-размольного оборудования в Выксе.

В 1961 году Горьковский автозавод приступает к серийному выпуску новых марок автомобилей. Это были грузовики ГАЗ-53А и ГАЗ-52. Через два года – еще одна машина, обладающая повышенной проходимостью – ГАЗ-66. Впоследствии этой марке машин был присвоен государственный Знак качества.

На станкозаводе осваивается производство новых станков с программным управлением. Большие перемены происходят на транспорте. В 1962 году была закончена электрификация железных дорог Горький-Москва, Горький-Заволжье, дороги кировского направления на участке Горький-Шахунья.

Появляются новые пассажирские и грузовые линии. В 1964 году вступила в строй глубоководная система Волго-Балт. Город Горький получил выход к пяти морям (Балтийскому, Белому, Каспийскому, Азовскому и Черному).

Волго-Балтийский водный путь – система каналов, рек и озёр на северо-западе Российской Федерации, соединяющая Волгу с Балтийским морем.

К середине 1960-х гг. Горьковская область постепенно начинает занимать одно из ведущих мест в народном хозяйстве страны как область современного машиностроения, энергетики, химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Оцените статью
Социальный Медиа
Добавить комментарий