Князь Владимир Киевский был одним из самых выдающихся правителей Киевской Руси.
Годы его правления на киевском престоле – с 980 по 1015. Будучи сыном князя-воина Святослава, он воспитывался язычником, как тому ни препятствовала его бабушка-христианка княгиня Ольга.
С 972 года Владимир был новгородским князем, с 980 – киевским. Владимира называли в народе «ясным солнышком», а для своих потомков он остался князем Владимиром Великим. В чем же его величие?
Владимир оказался мудрым и дальнозорким правителем. Большое внимание, в отличие от своего отца Святослава, он уделял укреплению государственности, международного авторитета Руси, централизации княжеской власти, объединению земель соседствующих племенных союзов в одно сильное и могучее государство, самое большое в Европе.
Зачем понадобилась религия Руси?
Для дальнейшего становления Киевской Руси как державы потребовались и преобразования в религиозной сфере. Нужна была новая государственная религия. Сам же Владимир по вероисповеданию был язычником, по некоторым данным, у него было 5 жен и множество наложниц.
Владимир долго и мучительно выбирал религию, которую планировал сделать государственной. Об этом свидетельствуют летописи. В «Повести временных лет» в записях, соответствующих 986 году, упоминается о том, как к князю приходили болгары магометанской веры, иноземцы из Рима и хозарские евреи.
Всех внимательно выслушивал князь, ведь ему предстояло сделать важнейший выбор. Но тронул его сердце рассказ о христианстве, поведанный греческим философом. Христианство на то время было государственной религией Византии.
Крещение киевлян в 988 году
Мудрый князь послал своих послов-бояр в разные земли, чтобы внимательно рассмотрели и изучили религии других государств. Вернувшись, послы рассказали о том, что увидели. И самым впечатляющим оказался рассказ о греческой вере, о том, как пышно и красиво проводится там богослужение.
Сам патриарх провел для русичей праздничное богослужение, показал им пышность и величие церковной службы. Послы были восхищены и отношением к ним, и красотой церквей, и самим церковным обрядом византийского христианства. Об этом всем было поведано князю в присутствии других бояр. Рассказ поразил и русского князя. Вспомнив свою бабушку, великую княгиню Ольгу, Владимир и принял окончательное решение: «Быть христианству на Руси!».
Крещение Владимира состоялось в 987 году. Русский князь попросил руки константинопольской царевны Анны. Ее братья, императоры Василий и Константин, в свою очередь потребовали от Владимира принять христианство. Князь Владимир крестился в Корсуни в церкви Святой Софии. Легенда утверждает, что незадолго до крещения князь ослеп, а войдя в святую купель и приняв христианство, вышел уже снова зрячим.
Но народ, который был яростным приверженцем веры своих предков-язычников, не спешил поддерживать политику князя. В 988 году на берегах Днепра состоялось принудительное крещение киевлян. По приказу князя в воды реки были сброшены языческие идолы. Кое-кто из смельчаков еще долго гнался за идолом Перуна с криками «Выдыбай!».
Не сразу обратились в христианство северные и восточные земли Руси. Жители Новгорода, Мурома, Ростова бунтовали и не пускали в город епископов и представителей Владимира. Христианству пришлось приспособиться к местным традициям, в чем-то измениться, сохранить некоторые элементы язычества.
Для дальнейшего культурного развития Киевской Руси христианство имело особое значение. В Киеве и по всей Русской земле начала бурно развиваться архитектура, строились каменные храмы, распространялась письменность и другие виды искусства. Крещение Руси имело также политическое и цивилизационное значение.
Христианство стало той идеей, которая многие века объединяла русские земли. Христианский выбор князя Владимира определил развитие не только Киевской Руси, но и России, Украины, Беларуси на все следующие тысячелетия.