4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как День народного единства. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России – освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году.

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как День народного единства. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России – освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Историческая справка: 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Польская и шведская интервенция начала 17 века

В начале XVII века Россия оказалась на краю гибели. Разруха в хозяйстве, сложная политическая обстановка, внутренние волнения – все это подтачивало силы государства. Из истории России известно, что трудностями России воспользовались польские и шведские феодалы, начавшие военные действия против Руси.

Ставленниками интервентов были самозванцы: Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Осенью 1607 года Лжедмитрий II вторгся в Россию с отрядами польских дворян – шляхтичей. В июне 1608 года он подошел к Москве и встал лагерем в подмосковном селе Тушино.

Искусно подогревая надежды на «доброго царя», Лжедмитрий добился перехода на свою сторону населения некоторых городов. Отряды тушинцев разоряли и грабили страну, предпринимали неоднократные попытки склонить на свою сторону Нижний Новгород. Нижегородцы стояли твердо и не раз сразились в открытом бою с «воровскими людьми».

Они разбили неприятеля на подступах к городу — около селений Копосово и Большое Козино, в районе Кадниц, под Ворсмой и Павловом, в самом Нижнем, около Арзамаса.

Между тем общее положение в стране ухудшилось. В 1610 г. польские войска вошли в Москву и бесчинствовали там.

Как патриарх Гермоген призывал народ освободить Москву

В этих тяжелых условиях среди русских людей созревала идея дать организованный отпор иноземным захватчикам. Глава русской православной церкви патриарх Гермоген обратился к народу с призывом «дерзать на кровь» и освободить Москву.

Грамоты патриарха рассылались в Нижний Новгород, Рязань и другие города. В начале 1611 г. в Рязани сформировалось первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым, которому нижегородцы оказывают активную помощь. В 1611 г. из Нижнего выступил большой отряд во главе с воеводой Александром Репниным. Но ополчение, не выдержав внутренних раздоров, распалось. Обстановка в стране накаляется.

Настал самый тяжелый, самый трагический момент в жизни Русского государства, которое находилось на краю окончательной гибели. Не было центральной власти, не было политического единства. В это время Нижний Новгород становится основным центром организации борьбы с интервентами. С проповедью к народу выступил Савва Ефимьев – протопоп и настоятель Спасо-Преображенского собора в Кремле.

Выступление столь авторитетного и уважаемого священника помогло нижегородцам осознать их роль в спасении Отечества. Из среды нижегородцев выдвигается фигура героя патриота Кузьмы Минина.

Кем был Кузьма Минин начавший собирать ополчение

Небогатый торговец мясом, избранный в 1611 году земским старостой, он обладал огромной энергией, ораторским даром, умением повести за собой массы. Кузьма Минин обратился к согражданам с пламенным призывом помочь своими средствами создать новое ополчение, и сам показал в этом пример, отдав на общее дело почти все, что имел. Речь Минина (дошла в краткой передаче летописца) была простая, искренняя, глубоко прочувственная, доходившая до сознания каждого, по содержанию высоко патриотическая.

«Православные люди! — говорил Минин. – Если нам похотеть помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов… дворы свои продадим, жен и детей своих заложим… Дело великое! Мы совершим его… И какая хвала будет нам от всей земли, что от такого малого города произойдет такое великое дело. Я знаю: только мы на это поднимемся, многие города к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев».

Патриотический порыв, охвативший нижегородцев, хорошо показан на картине Константина Егоровича Маковского «Воззвание Минина». Женщины снимали ожерелья, кольца, перстни, вынимали серьги из ушей и отдавали их на общее дело. Бедные и нищие, ничего не имевшие, снимали с себя кресты и жертвовали их в пользу отечества. Призыв Минина был услышан и поддержан нижегородцами.
Дошел он и до посадов других городов. В Нижний Новгород потекли народные средства. Но этого было недостаточно.

Нижегородский летописец сообщает, что Кузьма Минин на содержание ратных людей с посадских брал «пятую деньгу», т.е. одну пятую часть со всех доходов и имуществ. Сбор проводили по всему уезду. Деньги собрали в Балахне. Кузьма Минин произвел заем у Соловецкого монастыря, у московских и ярославских купцов. Строгановы дали ополчению в долг четыре тысячи рублей. Это ополчение по праву может называться всенародным. В него входили представители всех групп населения тогдашней России – от крестьянина до знатного дворянина. Ядро ополчения составили смоляне, дорогобужане и вязьмичи (в это время они находились в Арзамасском уезде).

Это были опытные и закаленные в боях воины. Кроме них, в ополчение влилось много добровольцев – крестьян, посадских людей, а также представителей нерусских народов Поволжья – татар, мордвы и чувашей.

Большая заслуга принадлежит Кузьме Минину, который ведал казной и всей хозяйственно-организаторской подготовкой ополчения. Он сумел обеспечить ополченцев всем необходимым: денежное жалованье у них было значительно выше, чем у служилых людей, они были хорошо обуты и одеты. Ополчение имело артиллерию. Военное руководство было поручено князю Дмитрию Пожарскому, который ранее уже принимал участие в борьбе с поляками и был ранен во время уличных боев в Москве.

Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского

Ополчение двинулось на Москву в начале марта 1612 и по пути пополнялось новыми силами. Шло народное ополчение по правой, нагорной стороне Волги. Первая остановка была в Балахне. Большие остановки были сделаны в Юрьевце, Решме, Кинешме, Плессе, Костроме. Из Костромы основные силы ополчения, перейдя на левую, луговую сторону Волги, направились к Ярославлю. В Ярославле нижегородское ополчение простояло около четырех месяцев. У стен столицы отряды ополченцев появились в августе.

Долгими были бои за Москву. Смелым и решительным воином проявил себя здесь Кузьма Минин, обеспечивая успех отдельных операций. «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Россия была спасена. Была восстановлена система государственного устройства, укреплены границы. Долгожданный мир воцарился и в приволжских землях.

В 1613 году царь Михаил Федорович пожаловал нижегородскому патриоту Кузьме Минину звание думного дворянина. Затем Минин получил в вотчину село Богородское с окрестными деревнями Выблово, Демидово, Высоково, Песочное и др. Умер Кузьма Минин в 1616 году, возвращаясь из Казани, где он вел следствие по делам казны Дмитрий Пожарский «за службу, за Московское очищение, да за службу же в московское осадное сидение в королевичев приход» получил более сотни деревень, с десяток починков, да Петряевскую пустошь, где был поставлен Макарьевский монастырь.