Нижний Новгород, основанный на месте слияния двух великих русских рек Волги и Оки с самого начала своего существования был обречен на то, чтобы стать крупным торговым центром России.

Этот факт обуславливается, прежде всего, его выгодным географическим расположением. Нижний Новгород находится в самом центре европейской части России на пересечении двух крупнейших торговых артерий: Волги и Оки.

На протяжении веков экономическая сила и влияние Нижнего Новгорода росли. Торговали в городе преимущественно рыбой, товарами ремесленного производства и солью. Также Нижний Новгород являлся крупным перевалочным центром русской и иностранной торговли на Средней Волге. Персидские купцы привозили сюда восточные товары, которые затем расходились практически по всей европейской России.

Макарьевская ярмарка в Нижнем Новгороде

Переломным моментом, кардинально изменившим облик города и предопределившим общее направление его развития на ближайшие сто лет, стал перенос в Нижний Новгород в 1817 году сгоревшей Макарьевской ярмарки. Данное событие превратило Нижний Новгород в крупнейший торговый и экономический центр страны, сделав его фактически третьей столицей России.

Также немалую роль в развитии торговли города сыграло строительство железной дороги Нижний Новгород – Москва, которая была пущена в 1862 году.

Упадок торговли в Нижнем Новгороде приходится на начало 20 века. Это связано с наступлением гражданской войны и периода военного коммунизма, когда был осуществлен переход от рыночной экономики к плановой, предполагавший отказ от частного предпринимательства и торговли. Нижегородская ярмарка на время прекратила свое существования.

Хронологические рамки данной работы охватывают весь 19 и начало 20 века. В этот период времени торговля в городе достигает своего расцвета и той мощи, до которой она уже, скорее всего, никогда не поднимется на Нижегородской земле.

Целью данной работы является исследование торговли Нижнего Новгорода в указанный выше хронологический период, а также выявление ее значения и вклада в развитие нашего города и страны.
Актуальности данной теме придает рост интереса в исследовательской и обывательской среде к истории экономики России и в частности к истории экономики крупнейшего ее центра – Нижнего Новгорода. Также важен тот факт, что за последние годы правительство региона предпринимает значительные усилия по возрождению утерянных торговых связей с различными отечественными и зарубежными регионами, по привлечению иностранных фирм и инвесторов на Нижегородскую землю. Также предпринимаются попытки к возрождению Нижегородской ярмарки как всероссийского международного торгового и экономического центра.

Начало 19 века ознаменовалось бурным ростом торговли и экономики в Нижнем Новгороде. Связано это было прежде всего с тем, что в 1816 году произошел пожар уничтоживший гостиный двор и торговые ряды в Макарьеве.

Этот пожар выдвинул вопрос о перенесении ярмарки, так как в Макарьеве места для ярмарки было мало, берег ежегодно затапливался водой и размывался, а дороги, ведший к Макарьеву, были затруднительны по причине множества гор, песков, болот и оврагов.

Талантливый инженер Августин Бетанкур к 1817 году выбрал для строительства ярмарки пустующее и заболоченное место на «стрелице», у слияния Волги и Оки. 1822 год стал первым годом торговли в выстроенных Бетанкуром гостином дворе и новых корпусах. Перенос ярмарки в Нижний Новгород стал толчком к развитию торговли города. На долю Нижнего Новгорода (Вместе с Нижегородской ярмаркой) приходилось от 12 до 17 % внешнеторговых оборотов России, причем здесь сосредотачиввалась почти половина всей торговли нашей страны с Азией.

В 19 веке Нижний Новгород сохранил за собой роль центра транзитной торговли. Ежегодно по Волге в обоих направлениях проходило около 6600 судов и плотов. По Оке суда шли из центральной России до Нижнего Новгорода и уже отсюда расходились по Волге.

Из Нижнего Новгорода вывозили хлеб (мука), кустарные и фабричные изделия (канаты, кожевенная продукция, стальные изделия). Ввозили же сырье и материалы для фабрик и заводов: сырые кожи, пенька, шерсть, лен.

В середине 19 века торговое значение Нижнего Новгорода усиливается в нем было 4092 лавки (из них на ярмарке – 3322), винных погребов 8 (на ярмарке 5), трактирных заведений – 150 (на ярмарке 116), питейных домов – 62 (на ярмарке 25).

Строительство железной дороги Москва – Нижний Новгород

Вторым по значимости событием 19 века для развития торговли в Нижнем Новгороде, после переноса в город Макарьевской ярмарки, было открытие в 1862 году железной дороги Москва – Нижний Новгород. Как правило, по этой дороге в Москву шло сырье, а из Москвы готовые фабричные изделия. Также данная дорога снабжала Москву продуктами питания. Нижегородская железная дорога принимала большое количество товаров с Волги для дальнейшей их транспортировки в центральные губернии страны. Она способствовала вовлечению восточных регионов страны в складывающуюся систему всероссийского рынка. Так с 15 июля по 10 сентября 1874 года по Московско-Нижегородской железной дороге привезено было товаров на ярмарку около 2,5 млн. пудов, а отправлено около 4 млн.

Несмотря на строительство железной дороги, большую роль в развитии торговли продолжали играть и водные пути сообщения. Нижегородская пристань занимала ведущие позиции в грузообороте волжского судоходства. До существования пароходства грузы перевозились по Волге преимущественно на росшивах, которые приводились в движение парусом при попутном ветре, а при противном знаменитую тягою лямкой, выносливой бурлацкой силой, воспетой Некрасовым. До 1846 года, по приблизительным вычислениям, плавало по Волге до 1000 росшив. Но постепенно, с развитием пароходства, данный вид речного транспорта стал вытесняться более современным. В середине второй половины 19 века на Волге насчитыалось уже около 500 пароходов.

С 1880-х гг. Нижний Новгород становится главным приемщиком и распределителем нефти как вида топлива и сырья для предприятий. В 1885-1900 гг. объем нефтегрузооборота Нижегородской пристани вырос в 20 раз и достиг 57 % всего объема прибывших грузов, который оценивался в 55, 5 млн. пудов. До 3 млн. пудов нефти отсюда шло в Москву железной дорогой. Вследствие этого Нижний Новгород превратился в место, где устанавливались всероссийские цены на нефть.

Бойко в городе шла базарная торговля. Первые базары проводились зимой на льду в районе стрелки. Во второй половине 19 века базары переместились на площади города (Сенная, Острожная, Новобазарная, Софроновская и др.). Торговали преимущественно продуктами питания, продукцией ремесленного производства, дровами.

Для обеспечения торговых операция развивалась сеть кредитных учреждений. В начале шестидесятых годов было в Нижнем всего 3 кредитных учреждения: приказ общественного призрения, александровский дворянский банк и николаевский общественный, обороты которого были ничтожны, так что, торгового банковского кредита здесь вовсе не существовало. Во второй половине семидесятых в Нижнем уже 6 банков с громадными оборотами: николаевский общественный, нижегородский купеческий, нижегородско-самарский земельный, отделения государственного и волжско-камского коммерческого, и кроме того александровский дворянский. Операции банков не мешали существованию в нижнем и частных банкирских контор и даже целой сети мелких и крупных ростовщиков.

В начале 20 века наметилось снижение роли ярмарочной торговли в общем товарообороте страны в связи с развитием капитализма. Еще больше усугубило положение дел в нижегородской торговле начало Первой мировой войны в 1914 году. О начале экономического кризиса может свидетельствовать снижение более чем в два раза количества привозимых водой товаров на Нижегородскую ярмарку. Поскольку вся нижегородская торговля была неразрывно связана с торговлей на ярмарке и всей экономикой страны в целом, она также претерпевала серьезный упадок.

Но, справедливости ради стоит сказать, что в первом десятилетии 20 века еще сохранялся рост товарооборота и торговых отношений. Нижний Новгород продолжал оставаться крупнейшим центром торговли рыбой в России. В 1900 году в Нижний Новгород поступило почти 2 млн. пудов рыбы. На Нижегородскую пристань поступала четверть всей астраханской рыбы.

В Нижнем Новгороде действовали постоянные рынки. Так, «Справочная книга по нижегородскому общественному управлению на 1908 год» называет в Нижнем Новгороде только два рынка – «Почаинский» (Балчуг) и «Мытный двор», в отличие от базаров они имели уже специально построенные лавки и корпуса, а Мытный двор – даже водопровод.

Продолжала активно развиваться сеть кредитно-финансовых и банковских учреждений. Действовали страховые общества.

К началу 20 века в Нижнем Новгороде сформировался класс торгово-промышленной буржуазии, обладавший значительными капиталами. Наиболее яркими ее представителями были купцы Бугровы, Башкировы, Блиновы, Вяхиревы, Лельковы, Рукавишниковы, Сироткины, Черновы и другие. Они нажили своим миллионы на торговле хлебом, солью, железом, нефтью, волжских перевозках, много занимались общественной деятельностью и благотворительностью.

В 1917 году грянула революция и «всероссийское торжище» прекратилось. Торговля, торговые связи, знаменитые нижегородские купеческие династии вместе со своими капиталами растворились в гражданской войне. Поначалу на время гражданской войны пришел нэп, объявленный «всерьез и надолго» и ярмарка вновь расцвела. Но со сменой политического курса частная инициатива, составлявшая основу ярмарки, стала не нужна. В 1930 году ярмарка была закрыта. Вместе с ней была закрыта славная дореволюционная история нижегородской торговли.

В 19 веке Нижний Новгород являлся крупнейшим центром торговли России. На этот период времени приходится его экономический расцвет. Во многом всем этим Нижний Новгород был обязан Нижегородской ярмарке – центру российской и международной торговли, на котором формировались всероссийский цены на многие товары народного потребления (чай). В Нижнем Новгороде действовала густо разветвленная сеть городских базаров, магазинов и лавок. Город имел выгодное географическое положение и имел хорошие транспортные подходы (реки Ока и Волга, железная дорога Москва – Нижний Новгород). Для обеспечения торговых операций в городе имелась сеть кредитных и банковских учреждений, а также страховых компаний. Большую роль для экономики города играла транзитная торговля.

В 20 веке с началом Второй мировой войны наметился упадок торговли в Нижнем Новгороде. Резко стало падать количество перевозимых и продаваемых товаров. Революция 1917 года и гражданская война окончательно уничтожили былую экономическую мощь города. Были разрушены торговые связи с другими губерниями страны и иностранными государствами, канули в небытие славные торговые традиции города и его купеческие династии. Рыночная экономика в нашей стране на 70 лет прекратила свое существование, а вместе с ней и частная инициатива в торговле и предпринимательстве.

Александр Пермяков
Александр Пермяков
Родился в Екатеринбурге. Окончил 11 классов школы № 43. После чего поступил учиться в «Уральский государственный юридический университет». Потом проходил срочную службу в
Отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф. Э. Дзержинского.