В России почему-то не принято при жизни воздавать должное яркой творческой личности за тяжкий труд и дарование. Жаль, ибо в нашей стране живет огромное число одаренных людей, чей великий вклад в отечественную культуру достоин постоянного поминания.

К числу безмерно одаренных людей относился и патриарх российской скульптуры Николай Багратович Никогосян. Экспозиция работ маэстро, с большим тактом и чувством меры показанная в Малом Манеже, подтвердила высочайший статус Никогосяна в современном искусстве. В очередной раз Мастер поразил стабильностью и разнообразием своей творческой палитры. Стены зала вместили большое количество живописных и графических произведений, а внутреннее пространство заняли скульптуры московского ваятеля.

Отдавая должное Никогосяну прежде всего как скульптору, воспроизводим его давно признанные работы, посвященные замечательным деятелям музыкального искусства XX века, – А.Хачатуряну, Д.Шостаковичу, Е.Гнесиной.

Синтез цвета и формы в едином пространстве породил удивительное по темпераменту, мощи и органичности мышления энергетическое поле. Живопись Никогосяна -это отнюдь не побочное увлечение, что нередко бывает у современных скульпторов, а органическая потребность выразить себя не только в объеме, но и в цвете.

Никогосян -личность легендарная. Он никогда не страдал «квасным патриотизмом», любовью к «большой теме», желанием быть впереди времени. Именно поэтому его творчество, собранное воедино в огромной экспозиции, оказалось неподвластно бегу времени. В нем нет досадных профессиональных промахов, нет диктата содержания над формой. Никогосян – художник XX века, в его работах бьется не только пульс жизни, но, прежде всего, пульс горячего, неравнодушного сердца, заметен взор умного и мыслящего наблюдателя. Как часто встречаем мы в искусстве искренность, не подтвержденную умением и адекватной формой выражения. У Никогосяна все прекрасно с ремеслом, и со вкусом, и с чувством меры. Он в совершенстве владеет всей палитрой пластических материалов, блестяще рубит в дереве, в мраморе.

О том, какой он чувственный, тонкий пластик и глубокий портретист лучше всего говорят его бронзовые произведения. Огромный масштаб личности Никогосяна в искусстве определяет диапазон его творческих устремлений и многообразие творческих замыслов. На выставке даже профессионалу трудно определить, чему Никогосян отдает большее предпочтение: маленькому натурному этюду, или портрету обнаженной модели, или монументальному памятнику. Художник обладает редким даром: «видеть в большом – малое, а в малом – большое».

Поэтому так монументальны его камерные произведения и так теплы, искренни и человечны монументальные творения. Невольно возникает соблазн представить Никогосяна уникальным самородком, сыном Природы. Это так лишь отчасти. Николай Багратович – человек светский, любящий жизнь во всех ее неожиданных проявлениях и ракурсах. Большой художник по определению -большой труженик. И это в полной мере относится к Никогосяну. Показатель уровня мастера – стабильно высокое качество его произведений. В последние годы критерий качества как-то незаметно отодвинут на второй план «актуальностью» или «концептуальностью» объекта. Все это возможно лишь при наличии общей культуры, высокого мастерства, но главное – таланта.

Талантом Бог наградил Никогосяна весьма щедро, но и художник не уподобляется ростовщику, а тратит данный ему талант с поразительной щедростью. Кажется, годы не властны над мастером, он всегда в форме, всегда готов к диалогу с Человеком и Природой. Выставка Н.Б.Никогосяна очень своевременна. В сердце всякого неравнодушного человека она, несомненно, оставляет глубокий след. Но особенно поучительна выставка для профессиональных художников, постоянно искушаемых соблазном быстрой и легкой удачи в искусстве и особенно для художников молодых, все более отдаляющихся от Природы, подменяющих ее «компьютерными ходулями», на корню убивающими неповторимость творческой личности.

Свою кипучую творческую деятельность Николай Багратович совмещал с благородным делом воспитания молодых художников. Он был профессором кафедры монументально-декоративной скульптуры знаменитой Строгановки, щедро отдавал свой искрометный талант и глубокие знания молодой поросли искусства. Счастлив тот, кому повезло учиться профессии у Никогосяна, но главное – любви к жизни и умению воплотить эту любовь в совершенную форму.

Александр Пермяков
Александр Пермяков
Родился в Екатеринбурге. Окончил 11 классов школы № 43. После чего поступил учиться в «Уральский государственный юридический университет». Потом проходил срочную службу в
Отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф. Э. Дзержинского.