Неизбежность кризиса буржуазной эстетической культуры предвидели уже основоположники марксизма-ленинизма. Когда мы говорим о кризисе буржуазного искусства и эстетики, то не должны забывать, что в условиях капиталистического общества существуют и развиваются прогрессивные, революционные силы.

Это рабочий класс и связанная с ним прямо или косвенно некоторая часть творческой интеллигенции. Организатором и вдохновителем этих сил выступают коммунистические и рабочие партии. Активной силой в борьбе с империалистической политикой и идеологией выступает также национально-освободительное движение народов Азии, Африки, Латинской Америки.

Напомним в этой связи общеизвестные факты. Советский читатель хорошо знает, например, социальные романы Джеймса Олдриджа («Дипломат» и другие). Известны также замечательные произведения Джека Линдсея о рабочем движении Англии и Франции, проникнутые духом пролетарского интернационализма.

Картина художественной жизни XX в. сложна и многообразна. Никогда раньше в истории художественной культуры человечества не было такого сложного переплетения направлений и школ, как в прошедшие десятилетия XX в., никогда прежде художественное развитие не было столь противоречивым, а художественное творчество не создавало одновременно столько подлинно великого и ничтожного, антихудожественного.

Многочисленные направления и течения литературы и искусства существуют и развиваются одновременно, сталкиваются, борются, возникают и распадаются, выступают с шумными манифестами, грозят произвести переворот в искусстве, отрицают все, что было создано до них, или ищут своих предтеч среди старых признанных классиков. Рядом с эфемерными группами продолжают жить и не без успеха развиваться давно сложившиеся художественные школы, возникают новые большие направления в искусстве. О чем говорит весь этот пестроцвет художественной культуры со всеми его взлетами и падениями, с его шедеврами и уродствами?

Общим для многих работ о литературе и искусстве XX в., выходящих на Западе, является утверждение о кризисе искусства как части общего кризиса культуры. Этот кризис буржуазные эстетики усматривают в отсутствии единого мощного художественного потока, который иногда бывал в прошлые века, в резком расхождении критериев художественного, оценок произведений, в различном, иной раз диаметрально противоположном, подходе к искусству, в недолговечности многих направлений, так называемой массовой культуре и т. д. Отмеченные явления художественной жизни, конечно, имеют место, но было бы ошибкой оценивать состояние художественной культуры на основе одного лишь общего взгляда на картину в целом.

Марксистско-ленинская эстетика и художественная критика глубоко анализируют сущность происходящих явлений в западной культуре, вскрывают ее связь с социальными явлениями и силами, выясняют их общественную роль, эволюцию. Художественная культура XX в. на Западе уже не представляется невообразимым смешением стилей и форм. Наряду с явлениями явного упадка, псевдоноваторством, пессимизмом и принижением человека станут видны здоровые тенденции и серьезные плодотворные поиски, опирающиеся на изучение и осмысление реальных явлений жизни, чуждые нигилистическому отрицанию великих достижений искусства прошлого, стремящиеся развить их и найти форму, точно и ярко передающую новое содержание.

Александр Пермяков
Александр Пермяков
Родился в Екатеринбурге. Окончил 11 классов школы № 43. После чего поступил учиться в «Уральский государственный юридический университет». Потом проходил срочную службу в
Отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф. Э. Дзержинского.