Критики оценили фильм Саши Парацелс «16/8»

Общество

Сегодня в мире сформировался опасный тренд, проявляющийся в фанатичном следовании правилам здорового образа жизни. Приверженность к экологически чистым продуктам и к практикам совершенствования собственного тела у многих сторонников ЗОЖа возрастает до масштабов настоящей одержимости, и этот факт нередко находит отражение в произведениях популярной культуры.

В дебютном короткометражном фильме «16/8» («8х16» в русскоязычном варианте) режиссёр Саша Парацелс делает акцент на трагикомичных последствиях подобного радикализма. Востребованность избранной темы подтверждается отзывами на отечественную картину в мировой прессе.

Ниже опубликован перевод статьи итальянского киноведа Луки Бовио, максимально точно исследовавшего сюжет фильма, и рассказавшего о тех скрытых метафорах, которые помогают транслировать авторское видение концепции ЗОЖа современному зрителю:

«Забота о своём теле может приобрести кошмарные черты и стать настоящей пыткой не только для людей, которые ей одержимы, но и для их окружения. Постоянный поиск идеальной физической формы может привести к поистине ужасающему перфекционизму в диете и в физических упражнениях. В качестве общего руководства всегда было бы желательно следовать латинской фразе «in medio stat virtus» (добродетель в умеренности, а не в крайности), но попробуйте объяснить это тем, у кого мысль об идеальном телосложении доведена до крайности, точно так же, как и мысль о средствах достижения этой цели. Молодой российский режиссёр Саша Парацелс со своим короткометражным проектом под названием «16/8» («8х16» в русскоязычном варианте), получившим номинацию на премию «Лучший Европейский комедийный фильм» в рамках 16-го Европейского фестиваля независимого кино ECU в Париже, также присоединяется к дебатам о перегибах и крайностях в соблюдении здорового образа жизни.

Данному фильму удается построить последовательную и сбалансированную драматургическую структуру за ограниченный период времени — всего семь минут. В самом начале фильм предстаёт хоррором, очевидно напоминающим киносагу «Пила», в частности ее первую часть, с изображением главной героини, прикованной цепью к трубе в грязном подвале. Эта изобразительная стилистика сохраняется и в дальнейшем, усиливаясь нарастающим ощущением саспенса, что напоминает нам повествовательную традицию Хичкока с его кинематографической техникой создания напряжения в сцене. Динамичный монтаж и неистовые кадры способствуют созданию напряжённости и удержанию зрительского внимания. Все это позволяет нам сказать, что уроки британского мастера были восприняты и хорошо усвоены. Повествование, кажется, достигает кульминации, заключающейся в неминуемом столкновении с таинственным похитителем, как внезапный поворот сюжета в мгновение ока, но и с видимой естественностью, бросает нас от ужаса к комедии.

Напряжение исчезает за секунду, когда свет истины рассеивает тьму страха.

Режиссёр демонстрирует своё мастерство в работе с различными регистрами, с легкостью переходя от одного к другому в пространстве кадра, что несомненно заслуживает внимания. Этим фильмом, состоящим из света, как естественного, так и искусственного, что кажется будто он буквально соткан из него, тем самым вписывая себя в характерную, восходящую к Сокурову, традицию русского кинематографа, молодой режиссёр повествует нам об ужасах и пытках, которые люди стремятся навязать себе и своему окружению во имя беспрекословного поклонения стандартам и предписаниям по здоровому образу жизни. Мысль режиссёра, с которой мы легко соглашаемся, акцентируется блестящей ироничной точкой финальных титров: «Парам, пострадавшим от ЗОЖ, посвящается» (дословно в англоязычном варианте: «Посвящается парам, замученным здоровым образом жизни).

Конечно, желание вести здоровый образ жизни представляется правильным и несомненно рекомендованным человеку, но вы никогда не должны переусердствовать в этом желании из-за страха оказаться запертым в комнате и вынужденным вступить в отчаянную борьбу за простую тарелку обыкновенного салата».

Автор: Лука Бовио
Перевод: Людмила Прокофьева
Фото: Лука Парацелс (из открытых источников)
Источник

Оцените статью
Социальный Медиа
Добавить комментарий