К середине 1920-х гг. было завершено восстановление народного хозяйства, что означало достижение довоенного (т.е. 1913 г.) уровня экономического развития. Однако Советское государство продолжало отставать от ведущих мировых держав по основным промышленным показателям.

К середине 1920-х гг. было завершено восстановление народного хозяйства, что означало достижение довоенного (т.е. 1913 г.) уровня экономического развития. Однако Советское государство продолжало отставать от ведущих мировых держав по основным промышленным показателям, поэтому основными стали проблемы модернизации промышленности – эта экономическая политика получила название “социалистическая индустриализация”.

Начало индустриализации

Период индустриализации в Н.Новгороде и губернии отличался высокими хозяйственными темпами, большим размахом. Возводились новые предприятия машиностроения, металлообработки, химии. В строй вступали производства союзного значения и масштаба, возникали новые отрасли промышленного сектора. Именно в этот период наш край превращается в один из крупнейших индустриальных центров страны.

В 1926 году в Балахне начинается строительство картонной фабрики, а в нескольких километрах от города возводятся корпуса целлюлозно-бумажного комбината. На балахнинской бумаге стали печататься “Правда”, “Известия”, “Нижегородская коммуна” и другие центральные и местные газеты. В 1927 году заработал Вахтанский канифольно-скипидарный завод, имевший важное значение для развития лесохимии. С пуском этих предприятий страна освобождалась от ввоза из-за границы газетной бумаги, картона, канифоли, необходимой в производстве синтетического каучука, лаков, сургуча. В первой пятилетке строятся завод фрезерных станков и нефтеперерабатывающий завод в Нижнем, Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, Павловский завод автотракторных инструментов и другие.

В начале 1930 года закладывается Борский стекольный завод. Реконструируются “Красное Сормово”, “Красная Этна”, “Двигатель революции” и еще немалое число предприятий. Особенно важную роль для страны играл Сормовский завод. Он производил тогда паровозы, товарные и трамвайные вагоны. В мае 1928 года сормовичи спустили на воду два морских нефтевоза грузоподъемностью более 7 тысяч тонн каждый. Воздвигается “Новое Сормово” для постройки судов военного назначения. Это были, в частности, подводные лодки. Сормовичи стали производить также бурильный инструмент для нефтяной и золотодобывающей промышленности, который ранее импортировался из-за рубежа.

Первенцем нашего автомобилестроения становится Нижегородский автозавод. Место его постройки объяснялось огромным опытом нижегородцев по переработке металлов и наличием квалифицированных кадров. Кроме того, реки и железнодорожные магистрали связывали Нижний с сырьевыми районами и местами потребления автопродукции. Завод воздвигается в районе деревни Монастырки, среди болотистых пустырей. План такого строительства представлялся в те годы как совершенно фантастический. В самом деле, надо было в кратчайшие сроки построить завод-гигант, не имея достаточного точного количества техники и грамотных строительных кадров.

Со всего края и из-за его пределов стягивались на строительную площадку землекопы, каменщики, плотники, а подчас люди без всякой специальности, прослышавшие о большой стройке и желавшие принять участие в ней. Приезжало много молодежи из Арзамасского, Варнавинского, Ветлужского, Починковского, Сергачского и других районов. Жилье на стройке – наскоро сколоченный барак. Основной инструмент – лопата, мастерок, пила, топор, тачка. Тачка была основным транспортным средством для перевозки грузов на стройке.

Нижегородцам нужно было приложить огромные усилия для налаживания работы на строительстве, послать на него лучшие рабочие кадры. Завод был построен за полтора года. И это было в ту пору настоящим подвигом людей труда.

Не менее сложной задачей был и пуск завода. Где было взять достаточное количество грамотных рабочих, специалистов, которые могли встать к станкам? Американская фирма, которая должна была выполнить монтаж оборудования, от этой работы устранилась.

Монтаж вели специалисты с различных предприятий страны. А тем временем шла подготовка рабочих-эксплуатационников на предприятиях края, соседних областей. Институты ряда городов готовили инженеров и техников. Более трех тысяч специалистов стажировались на заводах США и Западной Европы. Но прежде всего сам автозавод являлся практической школой в освоении передовой техники и подготовки кадров для автопромышленности. Кадры имели тогда чрезвычайно важное значение для дальнейшего развития народного хозяйства и укрепления обороны страны.

Автозавод был сдан в эксплуатацию 1 января 1932 года. Спустя три месяца начался серийный выпуск грузовых автомобилей ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны, а через год – легковых. Здесь уже не подгоняли детали одна к другой кувалдой, но конвейер останавливался из-за поставки на него некачественных деталей.

Одновременно с автозаводом в Н.Новгороде шло строительство крупного авиационного предприятия, которое также требовало огромных усилий и средств. В строй действующих авиазавод № 21 вступил в феврале 1932 года.

Большое строительство проводилось также на Черной речке, на месте деревни Растяпино. Здесь еще в 1920 году стал давать продукцию суперфосфатный цех. В 1925 году началось строительство цеха синтеза аммиака. Это было первое в стране производство синтетического аммиака для удобрений и боеприпасов.

В 1929 году рабочий поселок, сильно к тому времени разросшийся, стал носить имя Феликса Эдмундовича Дзержинского. А еще через год он был преобразован в город. Да и в других уголках края вместе с новыми заводами росли жилые массивы, целые рабочие поселки.

В 1929 году был образован Нижегородский край, в который вошли Нижегородская и Вятская области, Чувашская автономная республика, Марийская и Вотская (затем – Удмуртская) автономные области. Центром нового края становится Нижний Новгород. В нем в период создания проживало 8 миллионов человек, 5,1% от населения СССР. В 1934 году было еще разделение края на два – Горьковский и Кировский. Н.Новгород и область давали более 70% всей валовой продукции региона. На начало первой пятилетки в крае насчитывалось 545 предприятий. 77% капитальных вложений направлялось в тяжелую промышленность и 23% – на производство предметов потребления и продуктов для населения. Основными промышленными центрами были Н.Новгород, Выкса. Кулебаки, Дзержинск, Павлово.

Вторая пятилетка

Второй пятилетний план предусматривал продолжение строительства новых заводов и реконструкцию старых. В 1937 году в области действовало 1014 предприятий. Ведущей отраслью была обработка металла. В это время также осуществлялась механизация наиболее трудоемких процессов в промышленности, на транспорте. Одним из гигантов этого периода становится Сявский лесохимический комбинат. Вступает в строй действующих предприятий также стеклозавод, ряд перерабатывающих предприятий: Нефтегаз №2, льно- и пенькозаводы, хлебозаводы, колбасная фабрика.

Повышается хозяйственное значение области (она была создана 5 декабря 1936 года) как одного из крупных индустриальных центров страны. В 1937 году Горьковская область давала государству 63,3% всех производимых в СССР автомобилей, до 60% фрезерных станков, около 60% газетной бумаги, 1,5 тысячи дизелей, около 500 паровозов, 54 парохода и много другой продукции Общий выпуск промышленной продукции области стал превышать дореволюционный объем в 15 раз. В 1935 году в области отменяется карточная система на продукты и предметы народного потребления.

В период индустриализации подвергается технической реконструкции железнодорожный транспорт. Он был оснащен мощными локомотивами, большегрузными и специальными вагонами и платформами. В это время были построены железнодорожные ветки Горький-Балахна, Навашино-Выкса, Навашино-Кулебаки, Нижний-Котельнич, Кудьма-Павлово. Введение линии Н.Новгород-Котельнич в 1927 году открывало новые перспективы для разработки местных лесных массивов Заволжья. В определенной мере лесоповал производился заключенными концентрационных лагерей. В “Архипелаге ГУЛАГ” Александра Исаевича Солженицына упоминается об Унжлагере со “столицей” в Сухобезводном, где нашло вечное упокоение немало и наших земляков. Еще больше их было в Буреполоме, которому также довольно много места отведено в названном художественном исследовании. В этом лагере, между прочим, была одна из самых высоких норм выработки во всем ГУЛАГе.

Успешному развитию промышленности способствовало соревнование, развернувшееся повсеместно в годы первых пятилеток. В Н.Новгороде первая ударная бригада (возглавил ее комсомолец Евграф Малов) была создана на Сормовской судостроительной верфи. К 1 мая 1929 года на “Красном Сормове” было уже 40 ударных бригад. Создаются они также на “Двигателе революции”, “Красной Этне” и других предприятиях края. Заключая договоры о соревновании, рабочие брали на себя обязательства выпускать продукцию сверх плана, не делать брака, твердо соблюдать дисциплину. Соревнование, ударничество сыграло большую роль в строительстве автомобильного, авиационного и других предприятий.

Лозунг “Пятилетку – в четыре года!”

В 1929 году выдвигается всесоюзный призыв “Пятилетку – в четыре года!” Инициаторами этого по сути демагогического лозунга, не подкрепленного в достаточной мере материально, были сормовичи. В октябре “Правда” публикует обращение сормовичей к рабочим Советского Союза о досрочном выполнении пятилетнего плана. Коммунисты и комсомольцы этого предприятия были инициаторами и организаторами соревнования за ускоренное выполнение плановых заданий. Такими были успехи, проблемы, порой неудачи промышленно-хозяйственного строительства в крае в конце 20-х – начале 30-х годов.

Алексей Григорьевич Стаханов (21 декабря 1905 (3 января 1906 год) — 5 ноября 1977, имя при рождении — Андрей) — советский шахтёр, новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда (1970).

В годы второй пятилетки по всей стране развернулось стахановское движение. Подхвачено оно было и в нашей области. Знаменательным для горьковчан днем стало 10 сентября 1935 года, когда автозаводский кузнец Александр Харитонович Бусыгин и его бригада отковали 966 коленчатых валов вместо 675 по норме (почти на третью часть больше положенного). В следующие дни выработка возросла и 19 сентября был поставлен рекорд’-1146 валов за смену, на 471 вал больше нормы. Рекорд Бусыгина не остался единичным. С энтузиазмом в соревнование с ним вступили товарищи по заводу – кузнецы Ф.К.Великжанин, С.А.Фаустов, Т.Ф.Казаринов, П.И. Емелин и другие. Все они боролись за первенство, за самые высокие нормы выработки.

Александр Бусыгин оставил свое бедняцкое хозяйство в ветлужской деревне и приехал на строительство автогиганта. Он не умел тогда ни читать, ни писать. Стал строительным рабочим, плотником. С пуском завода сменил топор на молот кузнеца. Работал вначале смазчиком ковочных машин, потом и сам научился ковать. Освоил не одну ковочную машину: и ковку ступиц, и шестерен, и коленчатых валов. 2 сентября 1935 года им была перекрыта выработка знаменитых американских кузнецов. Так началось бусыгинское движение в машиностроении. Секрет успехов состоял в высокой квалификации рабочих, в новой организации труда.

На заводе “Красное Сормово” инициатором стахановского движения стал бригадир прокатчиков А.П.Калмыков. Вместе с ним зачинали движение сталевар А.С.Бакаев, штамповщик Ф.И.Гребнев, токарь В.Ф.Кириллов. “Красная Этна”. “Двигатель революции”, станкозавод – везде появлялись свои стахановцы. В октябре 1935 года Горьковский крайком ВКП/б/ принял специальное постановление “Об организации стахановско-бусыгинского движения на предприятиях края”.

Широко развернувшееся соревнование способствовало более совершенной организации производства, повышению квалификации рабочих, росту производительности труда. Но стахановское движение имело и негативную сторону: повышались нормы выработки всем рабочим; сокращалась невыполнявшим нормы заработная плата; снижалось из-за скоростничества качество производимой продукции; нарушался установленный производственный ритм: падала дисциплина; росла текучесть кадров.

Итогом первых пятилеток стало превращение Горьковской области в мощный промышленный и оборонный центр СССР, сыгравший в дальнейшем одну из ключевых ролей в достижении победы в Великой Отечественной войне.