Создание общественной трамвайной линии The Dragon Tram в Гонконге в одной из исторически важных городских зон (трамвайные пути, или «Ding Ding») могло бы существенно улучшить положение порта в Коулуне (Kowloon, буквально «девять драконов», полуостровная часть городской зоны Гонконга – прим. переводчика).

Представьте – 2020 год. Будущее Гонконга выглядит куда более ярким, чем когда–либо. Обновленная и доступная для работы и отдыха бухта Виктория (Victoria Harbour, естественная гавань, расположенная между островом Гонконг и Коулуном в Гонконге – прим. переводчика), бурно развивающаяся экономика и туризм, экологически чистое производство – все это сделает город комфортабельным и благоприятным для жизни. Наконец, жители Гонконга наслаждаются удивительными видами бухты Виктория, добираясь до места на современном трамвае или на велосипедах.

Туристы стекаются сюда на экскурсию, чтобы полюбоваться впечатляющим, кипящим жизнью, городским пейзажем. Люди всех возрастов с легкостью передвигаются по городу. Местные агентства по работе с окружающей средой и университеты вместе разрабатывают научные проекты по изучению берегового грунта бухты для строительства линии наземного городского транспорта. Вот почему в 2020 году Гонконг видится как глобальный пример эффективного взаимодействия городского дизайна и функционального общественного транспорта.

Настоящее время

Прежде, чем это может воплотиться в жизнь, стоит отметить, что сейчас Гонконг, один из самых густонаселенных городов мира, сталкивается с разрушительными для него проблемами. Несмотря на то, что 90% жителей Гонконга пользуются общественным транспортом, эта транспортная система на данный момент является неэффективной и непоследовательной. Кроме того, она все больше становится зависимой от частного сектора. Так, разработка целостно–ориентированной стратегии развития городского транспорта может жестко урезать получаемую прибыль частными операторами.

«The Dragon Tram стратегия также дает уникальную возможность Гонконгу отойти от шаблонов и открыть новые способы использования общественного транспорта…».

Массовая Транзитная Железнодорожная Корпорация (The Mass Transit Railway Corporation, MTRC) — это первая и самая выдающаяся по масштабам собственность частного сектора в Гонконге. Автобусные и мини–автобусные (мини-басы) компании отчаянно выступают против сокращения числа линий, обслуживающих тесные центральные районы, несмотря на то, что существующие на данный момент линии недостаточно используются населением, что затрудняет пассажиропоток в час–пик. Они также выступают против перемещения (или удаления) громоздких автовокзалов, занимающих огромное пространство на земле, преимущественно, в центре города.

Вместе с тем, эти объекты могли бы стать для жителей города полезными. Несостоятельность транспортной системы очевидна.
Другая проблема города – это спекуляции на рынке недвижимости. Цены на дома неоправданно завышаются, что вынуждает огромное количество людей жить в некомфортабельных маленьких помещениях. Все это порождает неустроенность в городских районах. Конечно, пренебрежительное отношение к устройству города может быть оправдано непростыми политическими и экономическими условиями в связи с сильной экономической зависимостью от материкового Китая.

Собрать все лучшее воедино

На сегодняшний день Гонконг использует устаревшие формы городского планирования, которые были разработаны в 90-х годах.  Бесперспективность бухты давно списана на отсутствие администрации в районе. Вместе с тем, ведутся активные споры о необходимости создания нового ведомства.

Западный и Восточный Коулун — это два огромных развивающихся объекта на острове. На территории острова функционирует, так называемая, Дружелюбная к Окружающей Среде Транспортная Система (Environmentally Friendly Transport System). Однако, она не отличается целостностью и последовательностью, поэтому урбанисты предлагают соединить восток и запад острова с помощью EFTS линии, которая проходила бы по берегу.

Таким образом, считается, что обновленная транспортная система могла бы добавить упорядоченности в огромное количество бессвязных транспортных линий в городе, а также позволила бы вдохнуть жизнь в 22 активные зоны бухты Виктория.

Городское управление в Гонконге, кажется, больше заботится о привлечении внешних инвестиций и ресурсов в город. По крайней мере, стала распространенной практика «проталкивания» очень специфичных проектов частных лиц разными государственными департаментами. По экономическим причинам, общественно–частное партнерство или полностью частный контроль над общественными проектами стали нормой. Это, во многом, затрудняет построение диалога между властью – бизнесом и обществом.

В этих непростых для Гонконга условиях агентство MUDstudios решило разработать свою стратегию, которая позволила бы разрешить некоторые проблемы с транспортом в городе. Отправной точкой стала местная трамвайная линия Veolia (HKT).  Работа MUDstudios, в первую очередь, нацелена на то, чтобы помочь обществу лучше понять и визуализировать выгоду от строительства новой современной наземной трамвайной линии. Презентация проекта прошла на Общественном форуме в KaiTak в декабре 2013 года и имеет положительные отзывы в прессе.

Быстрее, ярче, дешевле вместе с The Dragon Tram

The Dragon Tram стратегия — это больше, чем просто проект по усовершенствованию транспортной системы в городе. Стратегия дает возможность использовать инфраструктуру бухты Виктория эффективно, создать развитый, доступный и благоустроенный район в сердце города.

Целостная городская транспортная система позволила бы лучше координировать работу водного транспорта — паромов и водных такси, а также наземных видов передвижения – автобусов, мини–басов, велосипедов.  Проект предполагает работу в рамках многофункциональной программы, которая бы учитывала текущие общественные потребности и подстраивалась — под новые.

«Эта стратегия ничем не ограничена — ни в масштабах, ни в полете фантазии. Хотя, экономические, социальные и экологические проблемы в Гонконге выглядят устрашающе».

The Dragon Tram стратегия также предлагает уникальные возможности для Гонконга: от новых бизнес-моделей, привлекающих потенциальных инвесторов до совершенствования инфраструктуры общественного транспорта. Здесь бесконечное число возможностей для творчества.

Одним словом, проект помогает городам контактировать с его наследием, окружающей средой. Программа также акцентирует внимание на доминировании машин в городе и предлагает свою «зеленую» альтернативу. Трамвайная линия обещает быть доступной для людей разных возрастов, и, наконец, она могла бы стать импульсом для бурного развития бухты в XXI веке.

Вместе эти разработки воссоздают уникальную дорожную карту будущего Гонконга. Эта стратегия ничем не ограничена — ни в масштабах, ни в полете фантазии. Хотя экономические, социальные и экологические проблемы в Гонконге выглядят устрашающе. TheDragonTram стратегия основывается на довольно смелом подходе. Это изменит Гонконг. И он это заслуживает.

Лаура Маццео – молодой урбанист и основатель MUDstudios. Городская дизайн студия в Гонконге, разработчик the Dragon Tram Strategic Vision.