Два СМИ поспорили, где молодежь смотрит новости. Ошиблись оба

i 7 min 1 Общество
Два СМИ поспорили, где молодежь смотрит новости. Ошиблись оба

Утром на сайте телеканала «Дождь» появилась статья под заголовком «Первый канал» стал главным источником теленовостей для молодых россиян». Со ссылкой на «Левада-центр» издание сообщило, что новости «Первого канала» обошли по популярности другие СМИ (78%), в том числе, Интернет.

При этом акцент был сделан на неожиданно высоком проценте молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, где «Первый канал» также оказался лидером — 54%.

Днем «Дождь» исправил текст, извинившись перед читателями за некоторые неточности, но позднее выпустил сюжет, который на сайте получил заголовок «Первый канал» победил интернет: почему молодежь узнает главные новости из телевизора».

В нем социолог «Левада-центра» Денис Волков уточнил, что речь в опросе шла исключительно о телевидении, другими источниками информации социологи вообще не интересовались. При этом, по его словам, для молодых людей интернет обошел телевидение еще полтора-два года назад.

В ответ издание Медуза подготовило заметку «Вижу новости, что главный источник информации для молодежи — Первый канал. Серьезно? (спойлер: нет)». В ней опровергалась интерпретация опроса «Дождем». Медуза сослалась на майское исследование ВЦИОМ, из которого следует, что телевидение служит главным источником новостей только для 52% опрошенных.

Цифры не сошлись

Действительно, два издания дают совершенно разные цифры. Как же получилось, что новости «Первого» смотрят 78% опрошенных, если всего их – только 52%?

Все дело – в постановке вопроса и в том, как ведется подсчет ответов. Социологи, по необходимости, могут предложить как однозначный, так и множественный выбор.

Сравнивать такие исследования нельзя.

ВЦИОМ предлагал выбрать только один вариант получения новостей. Это так называемый «закрытый» вопрос, где у респондента нет возможности выбора. И в этом случае 52% отдали предпочтение телевидению. И интернет очень сильно проигрывал, впрочем, как и все остальные источники новостей:

На прошлой неделе Фонд «Общественное мнение» опубликовал исследование, где на тот же вопрос респонденты могли давать несколько ответов. Цифры получались другими, но не противоречили данным ВЦИОМ: телевидение все равно оставалось вне конкуренции – его предпочитали 79% респондентов против 42% — у новостных сайтов:

В сентябре прошлого года тот же ФОМ проводил исследование, в котором был задан вопрос о том, где получает новости молодежь. Медуза на него не ссылается. Социологи иначе распределили опрошенных по возрастным группам, но и тут телевидение оказалось выше интернет-изданий:

Вопросы тоже не сошлись

«Дождь» и Медуза писали о разном. В первом случае речь шла о теленовостях, во втором – о новостях вообще. При этом телеканал удивлялся высокой доле зрителей «Первого» среди молодежи, а интернет-издание настаивало, что в целом сетевые СМИ в молодежной среде обошли ТВ, не уточняя, о ком или о чем конкретно идет речь. Если бы сравнивались два конкретных издания, такая постановка вопроса была бы корректной.

Но можно ли утверждать, что «Первый канал» обошел любое из существующих Интернет-СМИ в части потребления новостей? Как ни странно, да. И это подтверждает Денис Волков из «Левада-центра»:

«Если мы посмотрим конкретно по каналам, то действительно мы видим, что «Первый канал» — он как главный источник информации, и здесь с ним очень сложно что-то сравнивать и в молодежной среде, и не в молодежной среде. То есть, телевидение остается главным источником информации о происходящем, и, прежде всего, государственные телеканалы. Изменения происходят, но очень медленно».

Среди интернет-пользователей «Первый канал» в качестве одного из главных источников новостей на телевидении назвали 53 человека из 213 молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. При этом опрошенные могли выбирать сразу несколько вариантов ответа. Вот десять лидеров этого рейтинга:

Получается, что новостям «Первого канала» доверяют почти 25% интернет-пользователей в возрасте от 18 до 24 лет. В абсолютных цифрах это примерно 3,4 миллиона человек (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть данные Росстата о численности населения России).

В интернете сопоставимой аудиторией молодежной аудиторией (18-24 года) обладают, по данным Mediascope, лишь два ресурса: почта Mail.ru и сервис Яндекс.Картинки. Ни одного информационного сайта с сопоставимой аудиторией в исследовательских данных нет.

По статистике Meidascope за июнь 2017 года телеканал «Дождь» смотрят 225 тысяч человек, а Медузу читают 403 тысячи человек в группе 18-24 года. В целом же, без учета возраста, совокупная аудитория обоих ресурсов примерно равна аудитории сайта kommersant.ru и вдвое отстает от сайта rbc.ru. При этом Mediascope учитывает только просмотры с настольных компьютеров и ноутбуков (без мобильных устройств), так что реальная аудитория несколько больше.

Оцените статью
Добавить комментарий