Утром на сайте телеканала «Дождь» появилась статья под заголовком «Первый канал» стал главным источником теленовостей для молодых россиян». Со ссылкой на «Левада-центр» издание сообщило, что новости «Первого канала» обошли по популярности другие СМИ (78%), в том числе, Интернет.

При этом акцент был сделан на неожиданно высоком проценте молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, где «Первый канал» также оказался лидером — 54%.

Днем «Дождь» исправил текст, извинившись перед читателями за некоторые неточности, но позднее выпустил сюжет, который на сайте получил заголовок «Первый канал» победил интернет: почему молодежь узнает главные новости из телевизора».

В нем социолог «Левада-центра» Денис Волков уточнил, что речь в опросе шла исключительно о телевидении, другими источниками информации социологи вообще не интересовались. При этом, по его словам, для молодых людей интернет обошел телевидение еще полтора-два года назад.

В ответ издание Медуза подготовило заметку «Вижу новости, что главный источник информации для молодежи — Первый канал. Серьезно? (спойлер: нет)». В ней опровергалась интерпретация опроса «Дождем». Медуза сослалась на майское исследование ВЦИОМ, из которого следует, что телевидение служит главным источником новостей только для 52% опрошенных.

Цифры не сошлись

Действительно, два издания дают совершенно разные цифры. Как же получилось, что новости «Первого» смотрят 78% опрошенных, если всего их – только 52%?

Все дело – в постановке вопроса и в том, как ведется подсчет ответов. Социологи, по необходимости, могут предложить как однозначный, так и множественный выбор.

Сравнивать такие исследования нельзя.

ВЦИОМ предлагал выбрать только один вариант получения новостей. Это так называемый «закрытый» вопрос, где у респондента нет возможности выбора. И в этом случае 52% отдали предпочтение телевидению. И интернет очень сильно проигрывал, впрочем, как и все остальные источники новостей:

На прошлой неделе Фонд «Общественное мнение» опубликовал исследование, где на тот же вопрос респонденты могли давать несколько ответов. Цифры получались другими, но не противоречили данным ВЦИОМ: телевидение все равно оставалось вне конкуренции – его предпочитали 79% респондентов против 42% — у новостных сайтов:

В сентябре прошлого года тот же ФОМ проводил исследование, в котором был задан вопрос о том, где получает новости молодежь. Медуза на него не ссылается. Социологи иначе распределили опрошенных по возрастным группам, но и тут телевидение оказалось выше интернет-изданий:

Вопросы тоже не сошлись

«Дождь» и Медуза писали о разном. В первом случае речь шла о теленовостях, во втором – о новостях вообще. При этом телеканал удивлялся высокой доле зрителей «Первого» среди молодежи, а интернет-издание настаивало, что в целом сетевые СМИ в молодежной среде обошли ТВ, не уточняя, о ком или о чем конкретно идет речь. Если бы сравнивались два конкретных издания, такая постановка вопроса была бы корректной.

Но можно ли утверждать, что «Первый канал» обошел любое из существующих Интернет-СМИ в части потребления новостей? Как ни странно, да. И это подтверждает Денис Волков из «Левада-центра»:

«Если мы посмотрим конкретно по каналам, то действительно мы видим, что «Первый канал» — он как главный источник информации, и здесь с ним очень сложно что-то сравнивать и в молодежной среде, и не в молодежной среде. То есть, телевидение остается главным источником информации о происходящем, и, прежде всего, государственные телеканалы. Изменения происходят, но очень медленно».

Среди интернет-пользователей «Первый канал» в качестве одного из главных источников новостей на телевидении назвали 53 человека из 213 молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. При этом опрошенные могли выбирать сразу несколько вариантов ответа. Вот десять лидеров этого рейтинга:

Получается, что новостям «Первого канала» доверяют почти 25% интернет-пользователей в возрасте от 18 до 24 лет. В абсолютных цифрах это примерно 3,4 миллиона человек (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть данные Росстата о численности населения России).

В интернете сопоставимой аудиторией молодежной аудиторией (18-24 года) обладают, по данным Mediascope, лишь два ресурса: почта Mail.ru и сервис Яндекс.Картинки. Ни одного информационного сайта с сопоставимой аудиторией в исследовательских данных нет.

По статистике Meidascope за июнь 2017 года телеканал «Дождь» смотрят 225 тысяч человек, а Медузу читают 403 тысячи человек в группе 18-24 года. В целом же, без учета возраста, совокупная аудитория обоих ресурсов примерно равна аудитории сайта kommersant.ru и вдвое отстает от сайта rbc.ru. При этом Mediascope учитывает только просмотры с настольных компьютеров и ноутбуков (без мобильных устройств), так что реальная аудитория несколько больше.

София Кириллова
София Кириллова
Студентка третьего курса Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Социальная работа». Люблю писать статьи про исследования ученых. Ведь их вклад в науку делает нашу жизнь легче.