Уникальный буксир “СБ-45”

Общество
Уникальный буксир “СБ-45”

Филиал «Астраханского судоремонтного завода» открытого акционерного общества «Центр судоремонта «Звёздочка» хорошо известен морякам нашего воинского объединения. У причала этого завода на протяжении многих лет швартуются корабли и суда Каспийской флотилии, нуждающиеся в ремонте или сервисном обслуживании.

В настоящее время филиал «Астраханского СРЗ» имеет бессрочную лицензию, выданную Федеральной службой по оборонному заказу на осуществление не только технического обслуживания и ремонта, но и на разработку, производство и испытание вооружения и военной техники. Так, в одном из пунктов производственной программы филиала указано, что завод осуществляет строительство под ключ буксирных и спасательно-буксирных судов для нужд ВМФ РФ. Строительство нового буксирного судна для Каспийской флотилии и послужило поводом для визита нашего нештатного корреспондента на завод.

  • Первоначально на заводе проводились только судоремонтные работы, а судостроение мы освоили не так давно – в 2008 году, – рассказал начальник производственного отдела по судостроению Павел Петров.
    Указывая на развешенные на стене его кабинета чертежи, он пояснил, что за это время было построено три буксира проекта 705 Б, которые уже выполняют свои задачи по предназначению в составе Каспийской флотилии:
  • Сегодня мы испытываем новое, уже четвёртое, наше детище – спасательное буксирное судно проекта 22870, которое не имеет аналогов в мире. Судно уже успешно прошло швартовые испытания у причальной стенки и вышло на рейд, где его экипаж совместно с заводскими специалистами приступил к ходовым испытаниям.
    Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На быстроходном катере мы отправились на 6-й рейд, чтобы посмотреть на уникальное многофункциональное судно, которое даже издали впечатляло своими размерами – 57 метров в длину и 14 – в ширину.
    Плюс к этому – высокие надстройки и множество палуб. На борту меня встретил капитан судна Ювеналий Беруашвили. Он трудится в службе поисковых и аварийно-спасательных работ уже 14 лет. Приобретённые знания и опыт помогают ему в освоении нового судна, способного выполнять целый ряд спасательных функций.
    В ходе экскурсии капитан рассказал, что основные задачи данного судна – буксировка и снятие с мели кораблей и судов, тушение пожаров на аварийных кораблях и береговых сооружениях, а также эвакуация людей с аварийного корабля и поверхности воды, оказание помощи спасённым, выполнение водолазных работ на глубинах до 60 метров и поддержание аварийного корабля на плаву.
    Но и это ещё не всё. Существуют дополнительные задачи, делающие новое судно поистине уникальным. Прежде всего это сбор нефтепродуктов с поверхности моря, ликвидация аварийного разлива нефти. Для этого на борту имеется специальное оборудование – намотанные на две огромные катушки боновые заграждения длиной 560 метров и катер-бонопостановщик, устанавливающий эти заграждения по периметру нефтяного пятна. Ещё одна дополнительная функция – выполнение обследовательских работ на глубинах до 1000 метров. То, что не подсилу водолазам, сможет выполнить телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Фалкон».
  • Для работы на новом оборудовании, оснащённом электронными картами, наш штурман даже проходил специальное обучение, – продолжает свой рассказ капитан корабля Ю. Беруашвили. – Электронные карты с идентификационной системой позволяют распознать тип находящегося в море судна, его координаты, направление, позывные и т.д. К новшествам, призванным облегчить управление судном, можно отнести и систему динамического позиционирования – при помощи специального подруливающего устройства и винторулевых колонок судно способно удерживаться на месте, соответствующем заданным координатам.
    Из капитанской рубки мы спустились на палубу и прошли в водолазный комплекс, где обращает на себя внимание большая, состоящая из двух отсеков, барокамера. Находящиеся здесь двое водолазов с удовольствием объясняют мне все преимущества нового оборудования. Как выяснилось, барокамера оснащена не только видеокамерами и системой пожаротушения, но и устройством, распознающим голос водолаза, искажённый воздействием гелия. Происходящее под водой, как и происходящее в барокамере, отражается на мониторах: вести наблюдение можно сразу за тремя работающими водолазами, на костюмах которых установлена видеоаппаратура.
    Проходя по помещениям судна, не перестаёшь удивляться обилию электроники и видеомониторов. Спустившись в машинное отделение и посмотрев на «сердце» корабля * три главных дизель-генератора – и на мощные пожарные насосы, мы вновь оказываемся в царстве компьютерных технологий – центре постоянного управления судном. На множестве мониторов отражается работа всех механизмов. При помощи нажатия на сенсорный экран можно узнать о состоянии любой системы, начиная от двигателей и заканчивая системой сепарации.
    Стоит сказать и о том, что судно оснащено системами очистки и опреснения воды, причём после использования вода сливается за борт лишь после того, как вновь пройдёт очистку.
    Среди множества неоспоримых плюсов нового судна его капитан упомянул и высокую манёвренность – за счёт двух подруливающих устройств судно способно не только удерживаться на месте, но и двигаться в любом направлении. В самом экстренном случае для перемещения могут использоваться средства пожаротушения, способные передвигать судно с помощью мощных водяных струй.

Теперь о комфорте. Практически в каждой каюте имеются отдельный санузел и душевая, а сами каюты рассчитаны максимум на два человека. Кроме того, на судне предусмотрена специальная каюта для размещения спасённых людей, а для оказания им медицинской помощи оборудована операционная.

  • Готовить на таком камбузе – одно удовольствие, *- в один голос поделились со мной впечатлениями от нового кухонного инвентаря повара, к которым я заглянула, осматривая кают-компанию. Затем мы пошли в тренажёрный зал и сауну…
  • Скоро выходим в море для завершения ходовых испытаний, – сказал в конце нашей встречи капитан. – Там посмотрим, как судно покажет себя в штормовых условиях. Сейчас наша основная задача – выявить все возможные недостатки и устранить их перед государственной приёмкой, которую экипаж судна будет проходить уже без заводчан. А после этого спасательное буксирное судно проекта 22870 будет принято в состав Каспийской флотилии.
Оцените статью
Социальный Медиа
Добавить комментарий