Оживлению торговли, укреплению связей между регионами России, городом и деревней, вытеснению частного капитала из товарооборота способствовала ярмарка в Нижнем Новгороде. Ярмарка притягивала все достижения технического прогресса.

Трамвай здесь появился раньше, чем в столицах; первый русский автомобиль увидели впервые на ярмарке; первая в стране авиалиния (Москва – Нижний Новгород) возникла благодаря ярмарке; здесь впервые заработало радио; впервые появился кинематограф. Нижегородская ярмарка была крупнейшей в России и Европе.

Здесь устанавливались цены на многие товары, прежде всего на зерно.

История Нижегородской ярмарки

Своими корнями уходит в далекий XVII век, когда в 1641 году ярмарка была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, расположенного в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге. В 1817 году после пожара она была перенесена в Нижний Новгород.
В советское время, после неудачного дебюта в 1918 году, 15 июля 1822 года состоялось открытие ярмарки во вновь построенных зданиях. Это был целый город, занимавший крупную территорию и имевший плотную застройку.

Ярмарку 1923 года открыл Алексей Иванович Рыков, заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР и Совета Труда и Обороны СССР и РСФСР.

В ярмарке участвовали постоянно не только нижегородские фирмы торгового назначения, но и украинские, белорусские, татарские, киргизские, туркестанские, кавказские. На ярмарку привозили также товары из Персии, Хивы, Бухары, Турции. Восстанавливались через ярмарку и международные торговые связи с Западом.

Цели ярмарки

Перед возрождающейся ярмаркой ставились задачи: во-первых, расширить рынок, в чем были заинтересованы крупные тресты, организации, кооперативные объединения. Ведь известно, что начальный период нэпа отличался разлаженностью товарно-денежных отношений, отсутствием связей между регионами, кризисом сбыта продукции, высокой стоимостью товаров.

Во-вторых, стать побудителем активности народа в производственных делах.

В третьих, стать посредником в налаживании связей между хозяйственными организациями (государственными и кооперативными), частными производителями и торговцами. Такая политика могла привести к установлению государственного регулирования торговли в стране.

В-четвертых, сгладить противоречие между государством и торговыми организациями путем разрешения вопросов внешней торговли помимо государства, хотя и под его контролем (монополия внешней торговли сдерживала торгово-экономическую жизнь предприятий).

В-пятых, исследовать проблему взаимосвязи производства и реализации продукции (Госплан в 1922 году командировал на ярмарку комиссию по сбору и обработке материалов функционирования рынка).

Проблемы в организации ярмарки

Больными местами в подготовке и деятельности ярмарки оказались транспортная и финансовая стороны. У предпринимателей, купцов, торговых организаций возникли проблемы с подвозом и вывозом товаров, с оформлением крупных торговых сделок.

Комиссия СТО по организации ярмарки добилась установления с 15 мая по 1 сентября 1922 года внеочередности железнодорожных перевозок грузов, идущих в Нижний Новгород; понижения железнодорожных тарифов для многих ярмарочных товаров на 50 процентов; освобождения от всяких таможенных сборов на ввозимые и вывозимые из страны товары. 1 августа 1922 года на территории ярмарки было открыто ярмарочное отделение Госбанка для производства всех предусмотренных операций.

Итог ярмарки

Нижегородская ярмарка 1922 года завершилась успешно. На ней участвовали более 400 оптовых и 300 розничных купцов. Был дан толчок общему товарообороту страны. Ярмарка вызвала колоссальный интерес в иностранной экономической прессе.

Возрождение всероссийского торжища позволяет заключить, что целеустремленность государства, его активное участие в подготовке и проведении крупномасштабных начинаний – важные факторы успехов в жизнедеятельности общества вообще. Но восстановить довоенные хозяйственные связи тогда так и не удалось, несмотря на льготное функционирование товаропроводящих и других каналов ярмарки. Ведь Россия в 1911-1913 годах вывозила 672 миллиона пудов (11,2 миллиона тонн) хлеба, 20 миллионов пудов льна и пеньки, 645 тысяч пудов табака и много другой продукции. Этих показателей мы не сумели достичь в годы нэпа. Тем не менее, Нижегородская ярмарка сделала в 1920-е годы свое посильное дело оживления связей между регионами страны и внешним миром. В этом состоит ее главная заслуга.

Экономическая политика, сочетающая рынок и план, организаторская работа государства, доброжелательное отношение народа способствовали восстановлению разрушенного войной и революцией хозяйства. 1925 год следует вписать в историю как год восстановления хозяйства в основном. 1928 год стал временем завершения восстановительного процесса и, вместе с тем, сломом многих, если не всех основных нэповских начал хозяйственного развития.

Завершила в основном восстановление промышленности, транспорта, кустарных промыслов, сельского хозяйства и Нижегородская губерния. В 1925/1926 хозяйственном году крупная промышленность превысила уровень 1913 года на 8,8%. Посевные площади составили в 1924/1925 году 98,6% к уровню 1913 года. Лошадей в 1925 году насчитывалось 91% к 1916 году, следовательно, их было еще далеко недостаточно, так как сравнение с годом мировой войны, когда часть лошадей из деревни была мобилизована, не дает реальной картины роста рабочего скота. Сельское хозяйство в целом в 1925 году дало 88% довоенной продукции. К 1927 году был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Налаживалась работа транспорта. В 1925/1926 хозяйственном году грузооборот нижегородской железнодорожной станции превзошел довоенный. Такими были некоторые самые общие итоги новой экономической политики в губернии. Они подтверждают лишь тот факт, что в годы нэпа прошло довольно успешно с помощью усилий всего народа восстановление экономической и социальной жизни общества в основных чертах.

Александр Пермяков
Александр Пермяков
Родился в Екатеринбурге. Окончил 11 классов школы № 43. После чего поступил учиться в «Уральский государственный юридический университет». Потом проходил срочную службу в
Отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф. Э. Дзержинского.