Основные законы Израиля

Государство Израиль было создано в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН, принятым 29 ноября 1947 года (резолюция 181). ГА ООН приняла план по разделу Палестины, который предусматривал создание на территории Палестины, находившейся под мандатным управлением Британии, двух государств, еврейского и арабского.

План также предполагал, что учредительные собрания этих двух государств должны введут демократические конституции. Однако, еврейское государство настоящей конституции не имеет до сих пор.

В Декларации независимости Израиля было указано, что Учредительное собрание примет конституцию. Еще в декабре 1947 года Еврейское агентство дало И. Кохану поручение подготовить проект основного закона.

Несмотря на попытки некоторых депутатов довести процесс принятия конституции до завершения, в результате противодействия религиозных сил и солидарной с ними Рабочей партии конституция принята не была. Это покажется смешным, но принятию конституции препятствовал сам глава конституционного совета временного правительства Зерах Вархафтиг, один из лидеров Мафдал (Национальная религиозная партия).

Нельзя сказать, что религиозные евреи противились принятию конституции вообще они не хотели светской конституции. У религиозных был свой проект, подготовленный Лео Коном и одобренный партиями Агудат Израэль, Мизрахи и Ха-Поэль Мизрахи. Левые партии не могли согласиться с этим проектом, так как он содержал ряд сомнительных положений например, что президентом страны может быть только еврей.

Тема принятия конституции неоднократно поднималась на заседаниях кнессета (парламент Израиля) первого созыва вплоть до июня 1950 года, когда было решено принимать законы, имеющие силу конституции, раздел за разделом.

Инициатором такого решения стал депутат Изхар Харари. Первый из ныне действующих Основных законов О кнессете был принят в 1958 году. Затем было принято еще 10 Основных законов:

  • о землях Израиля (1960),
  • о президенте государства (1964),
  • о правительстве (1968),
  • о государственной экономике (1975),
  • об армии (1976),
  • о Иерусалиме, столице Израиля (1980),
  • о судопроизводстве (1984),
  • о Государственном контролере (1988),
  • о свободе деятельности (1992),
  • о свободе и достоинстве человека (1992).

Первые девять Основных законов не устанавливали новые нормы, а лишь констатировали сложившуюся ситуацию. Так, от первого созыва парламента до принятия закона о кнессете прошло 9 лет, от избрания первого президента страны до принятия закона о президенте 16 лет, от создания поста Государственного контролера до принятия закона, определяющего деятельность этого должностного лица 40 лет.

Законы о свободе и достоинстве человека и о свободе деятельности считаются своего рода правовой революцией, так как впервые установили, что высшей ценностью государства Израиль является человек, а его жизнь и свобода святы и неприкосновенны. Эти законы установили полное общественное и политическое равноправие всех израильских граждан без различия расы, пола и религии.

Есть один момент, который надо учитывать при рассмотрении вопроса об основах законодательства Израиля. В Основных законах о кнессете, правительстве, свободе деятельности имеются несколько «защищенных» статьей, а все остальные статьи Основных законов могут быть изменены простым большинством парламента. То есть Основные законы Израиля все-таки далеко не конституция.

С 1992 Основные законы не принимались (вероятно, еще велика память законодателей о том потрясении основ, что вызвали законы 1992 года).

Имеют место удивительные с точки зрения современного европейского законодательства пробелы. Так в Израиле не существует ни закона о конституционном суде, ни самого конституционного суда, часть функций которого осуществляет БАГАЦ (Высший суд справедливости).

Существует практика отмены судом БАГАЦ принятых парламентом Израиля законодательных актов как не соответствующих закону о кнессете, хотя такие полномочия БАГАЦ законодательно не оформлены.

Существует несколько проектов конституции Израиля, которые активно обсуждаются как профессиональными политиками, так и населением страны. Основная причина, почему конституция до сих пор не была принята сопротивление фундаменталистских религиозных партий, считающих, что конституция может стать очередным шагом отделения религии от государства.

Оцените статью
Социальный Медиа
Добавить комментарий