Софийский собор в Киеве: краткая история

location img 84729 1395586923 148 min Общество
История этого храма служит еще одним ярким примером того, как, несмотря на самые ужасные невзгоды, культурные и духовные символы оставались сохраненными.

История этого храма служит еще одним ярким примером того, как, несмотря на самые ужасные невзгоды, культурные и духовные символы оставались сохраненными.

Судьба Киевского Софийского собора не раз в своей истории висела на волоске, напрямую завися от происходивших на этой земле военных действий. Точная дата строительства величественного здания историкам неизвестна. Достоверно подтверждено лишь, что возведение храма началось по приказу князя Ярослава Мудрого и производилось примерно с 1030 по 1037 г.г. Хотя и это мнение оспаривается. Многие историки считают, что собор был построен при княгине Ольге. Однако документов, неопровержимо подтвердивших эту версию, также не сохранилось.

Первое трагическое испытание в истории этого древнего символа христианства на Руси связано с 1240 годом и нашествием орд хана Батыя. Храм был не только разграблен, но и серьезно пострадал конструктивно. Монголо-татары не ограничились грабежом драгоценной утвари. Они постарались уничтожить и все наиболее культовые предметы. Особенно пострадали галереи и западная часть собора.

Однако татары не уничтожили святыню. После погрома Софийский собор, тем не менее, остался кафедральным храмом русских митрополитов, и богослужения в нем продолжались.

Существует даже предание, объясняющее истинную причину такого «милосердного» решения хана. Согласно ему, в одну из ночей Батыю приснился сон, в котором с ним разговаривал некто из архангелов. Архангел сказал оробевшему хану: «Злочестивый царь, для чего ты вознамерился уничтожать символы, пробуждающие лучшее в людях, живущих на этой земле? Все твои военные успехи произошли не благодаря твоим жестоким талантам, а потому, что народу, который ты покорил, необходимо было искупить накопившиеся грехи. Не смей трогать этот храм. Иначе светлое воинство сокрушит тебя.»

Надо отметить, что Батый очень серьезно относился к подобным сновидениям. В общем, так или иначе, но разрушать собор он перестал. Однако здание, как и весь Киев, ветшало и постепенно приходило во все большее запустение.

Митрополит Кирилл III (возглавил Русскую Церковь после нашествия татар) известен тем, что ездил по епархиям, помогая восстанавливать там церковную жизнь. Просветитель вообще мало находился в самом соборе. Однако, когда скончался в Преславле-Залесском, то захоронен был именно в Софийском храме.

Впоследствии в 1299 году преемник Кирилла св. митрополит Максим и вовсе оставил разоренный Киев и перенес резиденцию в город Владимир на Клязьме, желая защитить ее с помощью князей Северо-Восточной Руси.

Но при этом как сам Максим, так и его преемники сохранили титул митрополита Киевского и всея Руси, а Софийский собор остался в статусе кафедрального митрополичьего собора. Несмотря на это, храм продолжал подвергаться нападениям. Каждый отдельный опустошительный набег татар или литовцев на Киев обычно заканчивался новыми разрушениями и грабежом и для его убранства.
Литовский период

После того как в XIV столетии большая часть западных земель Руси вошла в состав Великого княжества Литовского, литовский правитель Гедимин (а после и его потомки) стремились разъединить Русскую Церковь, создав вместо нее отдельную Литовско-Русскую митрополию.

Сделано это было для того, чтобы ослабить влияние киевских митрополитов на общественное мнение православных. Порою литовские князья даже добивались того, чтобы пост митрополита для Литвы занимал некий отдельный человек. При этом такой служитель зачастую поселялся в самом Киеве, при Софийском соборе.

Например, при Ольгерде в болгарском Тырнове был поставлен на митрополию Литовской Руси Феодорит, который, однако, не сумел утвердиться и получить признание в Киеве. Служила Киевская София митрополией и для прочих ставленников короля.

Спустя годы, когда разделение единой Русской Церкви на автокефальную Московскую и Киево-Литовскую метрополии произошло официально, Софийский собор стал, по сути, лишь формальным символом главного храма последней.

Даже в это время София продолжала время от времени претерпевать набеги неугомонных крымских татар. В частности, после их набега в 1497 году был убит митрополит Киевский св. Макарий, приехавший в Киев с целью восстановить порядок в разоренной кафедральной Софии.

Оцените статью
Социальный Медиа
Добавить комментарий