Польское правительство объявило в конце прошлого месяца, что они намерены модернизировать основную часть ВВС, которые состоят из самолетов советской эпохи, на тридцать два истребителя F-35.

«Сегодня мы направили запрос нашим американским партнерам относительно закупки 32 самолетов F-35A вместе с комплексом материально-технического обеспечения», — заявил министр обороны Польши Мариуш Блащак.

Блащак добавил, что «это важнейшее решение, которое поднимет наши ВВС на более высокий уровень. Первая эскадрилья самолетов F-35 будет закуплена к 2026 году, вторая эскадрилья — после 2026 года.»

Закупки F-35 — это конкурентный процесс, который ранжирует партнеров программы по «уровням» от 1 до 3, соответствующим их финансовой доле в разработке истребителя пятого поколения.

Польша, наряду с Румынией, Швейцарией, Испанией и другими, не являются партнерами по программе F-35 и поэтому занимает самый низкий приоритет закупок. Но, как ранее говорилось, Польша стремится использовать двусторонние связи с США, чтобы полностью пропустить конкурентный процесс.

Теперь кажется, что Варшава стремится извлечь выгоду из разрыва отношений между Турцией и НАТО в области обороны после решения Анкары закупить у России системы противоракетной обороны С-400.

В качестве партнера третьего уровня Турция имела бы право приобрести F-35 задолго до Польши. Но поскольку поставки F-35 в Турцию приостановлены на неопределенный срок, а турецкие поставщики будут постепенно выходить из программы F-35 в течение 2020 года, Варшава считает, что она может занять место Анкары в пресловутой очереди.

Как рассказал «Русской службе новостей» представитель оборонной промышленности, «Польша, так сказать, стоит в очереди на эти самолеты, и даже если США захотят продать эти самолеты Польше, при нормальных условиях Варшава не имела шансов получить их раньше Турции. И теперь Турцию просто уберут из очереди.”

Аргументация Польши не является полностью необоснованной. Неизбежное исключение Турции из программы F-35 оставит Lockheed Martin без 100 истребителей или примерно 20% всех продаж F-35 в Европу, пробел, который Польша и несколько других европейских стран стремятся заполнить.

Есть, однако, существенный нюанс. Выход Турции из программы F-35 еще не предрешен. Еще в конце прошлой недели заместитель министра обороны по вопросам приобретения и поддержки Эллен Лорд заявила о готовности Вашингтона договориться с Анкарой: «ни один из шагов, которые мы предпринимаем, не является необратимым. Если Турция откажется от поставок С-400, мы рассчитываем на восстановление нормальной работы программы.»

Восстановление Турции в качестве члена программы F-35 остается все еще возможной. Если это произойдет, то может поставить под угрозу способность Варшавы закупить F-35 так быстро и в больших количествах, как это первоначально предполагалось.

Независимо от какого-либо преференциального режима, Польша все равно должна заплатить полную сумму закупок. Судя по недавнему контракту Бельгии на тридцать четыре F-35, можно ожидать, что приобретение будет стоить в общей сложности около 4 миллиардов долларов.

Тем не менее, Варшава по-прежнему привержена модернизации своих ВВС в рамках масштабной программы военной модернизации стоимостью 55 миллиардов долларов, которая должна быть завершена к 2032 году.

Две эскадрильи из тридцати двух F-35 гарантировали бы Польше не только один из самых грозных флотов в половине Восточной Европы НАТО, но и упростили бы интеграцию Польши в оборонную архитектуру НАТО для целей совместных военных учений и боевых операций.