Подводные магистрали «Дороги жизни»

Армия

Казалось бы, о блокаде героического Ленинграда известно все. Особой строчкой в летописи обороны стоит знаменитая Дорога жизни, действовавшая зимой и летом 1941 – 1944 годов. Однако мало кто знает, что по дну Ладоги проходили не менее важные магистрали, дававшие городу и фронту надежную связь, топливо и электроэнергию. В прокладке секретных путепроводов большую роль сыграли военные топографы.

8 сентября 1941 года пал Шлиссельбург, и связь Ленинграда со страной оборвалась. И. В. Сталин узнал об этом событии …по немецкому радио. Реакция – мгновенная и острая, ведь оборвалась телеграфная и телефонная связь со Ставкой и соседними фронтами!

На другой же день связисты Ленинградского фронта протянули через Ладожское озеро обычный военно-полевой кабель. Проработав двое суток, он вышел из строя. Тогда проложили бронированный провод, доставленный самолетом из Москвы, но и он продержался всего пять дней.

Связистам стало понятно, что без топографов не обойтись, и начальник войск связи Ленинградского фронта генерал-майор И. Ковалев обратился в топослужбу. Начались серьезные изыскания подходов на местности и изучение дна озера.

С этой целью была привлечена отдельная корректировочная авиационная эскадрилья, предоставившая точные аэрофотоснимки.

Одновременно отыскали 40 километров морского многожильного бронированного кабеля, который сумели уложить с особой тщательностью в условиях секретности. Все работы сумели провести под носом немецко-фашистских войск – противник находился в 8 – 12 километрах!

Днем работать было невозможно: немцы своей артиллерией и авиацией топили одну баржу за другой. Поэтому военные топографы, связисты, водолазы и моряки действовали по ночам. Далась та работа очень тяжело. Погибли несколько десятков человек – их имена можно прочитать на мраморных плитах военных мемориалов в Ваганово и Кобоне.

Новую линию связи в 30 каналов опробовал лично А. Жданов и дал распоряжение наградить отличившихся. Вскоре топографы получили более сложную и ответственную задачу – проложить по дну Ладоги бензопровод.

И это исключительно важное поручение совместно с водолазной службой Ладожской военной флотилии было выполнено. С июля 1942 года эта магистраль давала фронту и городу не менее 300 тонн бензина в сутки! Трубы были изготовлены на Ижорском заводе.

Сверхсекретный бензопровод действовал бесперебойно до февраля 1943 года. Военным топографам была поручена не менее сложная задача: требовалось проложить мощный кабель через Ладогу от Волховской Г Э С. Промышленность Ленинграда остро нуждалась в электроэнергии. И вновь круглосуточные изыскания в неимоверно трудных условиях .

Под бомбежками и обстрелами напряженно работали два месяца! Были и потери. Но 120 километров специального силового кабеля, изготовленного ленинградским заводом « Сев кабель », легли точно в места, указанные топографами.

С конца сентября 1942 года пять линий кабеля заработали! Более сотни предприятий Выборгского и Калининского районов получили возможность утроить выпуск своей продукции.

Оцените статью
Социальный Медиа
Добавить комментарий